Поиск по сайту

Автомобиль как арт-проект. Calder и Albert

Текст: редакция, Фото Calder Foundation, BMW и McLaren Special Operations

Мы обожаем совмещать несовместимое. Вот и сейчас поставили под общий заголовок два абсолютно разных автомобиля, причем из разных эпох. Первый — это оммаж автомобилю, положившему начало знаменитой арт-коллекции, второй, напротив, ознаменовал завершение производства. Один расписывался по проекту великого художника современности, над вторым корпели безвестные мастера. Но оба одинаково уникальны.

 

Calder BMW Artist's Proof

Кто бы мог подумать, что гоночный автомобиль BMW 3.0 CSL, оформленный американским скульптором Александром Колдером в 1975 году, станет первым из легендарной серии BMW Art Car? Ответ — никто, даже сама компания BMW (где был ее PR-отдел, спрашивается?). В свое время гонщик Эрве Пулен сам обратился к немцам с такой идеей. Таким образом был дан старт коллекции BMW Art Car, насчитывающей 19 объектов, созданных Роем Лихтенштайном, Энди Уорхолом, Робертом Раушенбергом, Джеффом Кунсом

История BMW Колдера зародилась не в автомобильной, а, скорее, в авиационной сфере. В 1974 году уже упомянутый французский аукционист и гонщик Эрве Пулен посетил Колдера в его мастерской в ​​Саше, Франция, чтобы предложить перенести недавнее сотрудничество художника с Braniff International Airways в мир автомобилей — раскрашенный Колдером самолет DC-8-62 имел тогда огромный успех. Пулен поручил Колдеру «преобразить» свой BMW, на котором он собирался участвовать в марафоне 24 часа Ле-Мана в 1975 году. Несмотря на то, что до финиша Пулен не дошел, необычно оформленному автомобилю был оказан феноменальный прием. Потом этот BMW был выставлен на ретроспективе художника в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке в 1976 году, где также привлек большое внимание.

И вот, спустя без малого полвека, Фонд Колдера и BMW объявили о презентации автомобиля Calder BMW Art Car (Artist's Proof) по случаю открытия выставки «Александр Колдер: Минимальный/Максимальный» в Новой национальной галерее в Берлине.

Важно отметить, что представленный автомобиль не является точной копией Calder BMW Art Car 1975 года. Это Artist's Proof, «доказательство художника», на которое Колдер имел полное право, но которое до сих пор так и не было реализовано. Разумеется, Фонд Колдера и BMW Group Classic проконсультировались перед этим с ключевыми членами первоначальной команды, включая не только Пулена, но и Йохена Неерпаша, который с самого начала был энтузиастом серии BMW Art Car. Созданная на основе оригинального BMW 3.0 CSL, версия Artist’s Proof имеет тот же идентификационный номер — 227592/AP. После своего дебюта в Берлине, автомобиль будет предоставлен для выставок Кольдера по всему миру.

Кстати сказать, в этом году BMW 3.0 CSL празднует свое 50-летие. 3.0 CSL — это не только легенда BMW Art Car. В качестве серийной машины он был запущен вместе с BMW 3.0 CSI в 1971 году, а его аббревиатура означала купе, спорт, легкий вес. Легкие мощные купе быстро стали востребованными. 3.0 CSL шесть раз побеждал в чемпионате Европы по кузовным гонкам и по-прежнему остается одним из самых знаковых автомобилей в истории автомобилей BMW.


Мclaren Speedtail Albert

Albert — один из последних (многие утверждают, что и вовсе последний) в линейке Speedtail, состоящей из 106 автомобилей, и дань уважения первому прототипу Speedtail, предназначенному для тестирования в 2018 году. Повторяя название тестовых мулов Мclaren F1 1992 года, которые были названы в честь помещения Albert Drive В в Уокинге, Англия, где разрабатывался F1, этот Speedtail решили назвать «Альберт» в знак уважения к его знаменитому трехместному предшественнику.

Прототип «Альберта» был разработан для проверки концепции центрального места водителя в Speedtail, тестирования эргономики водителя, а также для проверки положения камеры заднего вида. Первоначально построенный с передними панелями модели 720S, он был первым Speedtail, который ездил по дорогам общего пользования.

Внешний вид «камуфляжа» прототипа был достигнут за счет простой двухметровой виниловой обертки кузова с линиями, отражающими оптимизированный воздушный поток над кузовом. Speedtail Albert продолжает эту тему, демонстрируя одну из самых сложных техник оформления, когда-либо применяемых на автомобилях.

Мастера MSO выбрали два цвета — «Серебристый магний», в котором дорожный Мclaren F1 был впервые показан на Гран-при Монако 1992 года, и «Серый Уэно» — цвет Мclaren F1 GTR, выигравшего 24 часа Ле-Мана 1995.

«Альберт» был построен по заказу дилера Мclaren в Беверли Хиллз для одного из своих клиентов. Мастерам в Производственном центре Мclaren (MPC) пришлось изрядно попотеть. Кузов из углеродного волокна было решено покрыть глянцевым лаком 1K — сложным и «капризным» материалом, поэтому команда MSO долго тренировалась на тестовых панелях. В целом, «Альберту» потребовалось 12 недель «на все про все» — двухнедельное маскирование, шесть недель покраски и оставшееся время для высыхания и сборки автомобиля после распыления.

Линии наносились уже на полностью собранный автомобиль с установленными колесами, чтобы достигнуть идеальной совместимости на стыках панелей кузова. В общей сложности на это ушло почти два километра тонкой ленты и многие часы кропотливой работы выдающихся мастеров Мclaren.

Speedtail Albert произвел фурор в августе этого года на шоу Sunset GT в Беверли Хиллз. То есть примерно в тоже время, когда в Берлине собирал толпы Calder BMW Art Car (Artist's Proof). Любопытное совпадение, не правда ли?

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru