Поиск по сайту

Дом футуриста

Текст: редакция, Фото M3Studio, fondazione MAXXI

Итальянский художник Джакомо Балла наиболее известен как один из основоположников футуризма. Но футуризма остроумного, доброго и порой причудливого. Его не интересовали машины или города будущего, он стремился изображать движение и скорость — то, что до него живописцам даже не приходило в голову.

Под влиянием Филиппо Маринетти Джакомо Балла подписал «Манифест футуризма». Типичными для работ того периода являются «Динамизм собаки на поводке» (1912) и «Абстрактная скорость + звук» (1914). Вскоре он начал проектировать мебель и футуристическую «антинейтральную» одежду.

«Динамизм собаки на поводке» (1912) — одна из наиболее известных ранних работ Джакомо Балла

Casa Balla — так называют его квартиру с тремя спальнями, расположенную по Виа Ославия на четвертом этаже неброского на вид римского здания середины ХХ века. Она оставалась нетронутой после смерти дочерей художника — Элики в 1993 году и Люси год спустя. В 2019 году команда экспертов MAXXI Национального музея искусств XXI века — приступила к процессу «обследования, изучения и обеспечения безопасности дома и его наследия». При поддержке властей Рима и Banca d’Italia команда музея отреставрировала квартиру и мебель, удалила слои линолеума, покрывавшего полы 1920-х годов. Провела инвентаризацию множества ранее не публиковавшихся работ и материалов Баллы.

На днях квартиру открыли по случаю 150-летнего юбилея Джакомо Балла. Это событие совпадает с тематической выставкой в MAXXI, которая продлится (также как и возможность осмотреть квартиру) до 21 ноября. Выставка называется «Casa Balla: из дома во Вселенную и обратно». Имейте в виду, что осмотр квартиры — событие уникальнейшее. Группы желающих составляются исключительно по предварительной записи и велика вероятность, что по окончании выставки, квартира снова надолго закроется для публики.

Джакомо Балла жил и работал на Виа Ославия с 1929 года вплоть до самой смерти в 1958 году. За это время он превратил вполне заурядные римские апартаменты в живое произведение искусства, «лабораторию для экспериментов, состоящую из ярко окрашенных стен и дверей, расписной мебели и фурнитуры, самодельной посуды, картин и скульптур, одежды, разработанной и сшитой дома, и многих других предметов, которые вместе создают восхитительный калейдоскоп непрерывного творчества».

Такой подход к собственному дому являлся продолжением «футуристической реконструкции Вселенной» (фраза из подписанного им манифеста) — процесса, который продолжался почти тридцати лет. Если, как писал Виктор Гюго, «по ракушке можно угадать моллюска, а по дому — узнать человека» — правда, то эта квартира может очень многое рассказать о своем хозяине и вообще о творчестве. Поэтому, волею судеб оказавшись в Риме, где вы наверняка бывали тысячу раз, попробуйте заглянуть в гости к Джакомо Балла. Возможно, не пожалеете!

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru