Гиперкар Mercedes-AMG ONE: Формула 1 для двоих
Согласно британскому изданию Autocar, гендиректор Mercedes-Benz Ола Каллениус недавно пошутил, что члены правления Mercedes-Benz, вероятно, были не вполне трезвы, когда согласились разрабатывать Mercedes-AMG ONE. Но в каждой шутке есть доля шутки. Команда AMG и подразделение High Performance Powertrain Formula 1 действительно обращались в правление с идеей поместить двигатель Формулы 1 в дорожный автомобиль. «Мне придется проверить протокол встречи, — сказал Каллениус, — но я уверен, что мы были пьяны, когда сказали “да”».
Концепт гиперкара впервые показали в 2017 году во Франкфурте приурочив премьеру к полувековому юбилею AMG. И вот спустя пять лет его все же довели до ума и отправили в производство. Первый серийный Mercedes-AMG ONE перед вами. Компания намерена собрать 275 таких монстров базовой стоимостью 2,27 млн евро каждый. После бесконечных задержек, пандемии, а также решения невероятно сложных инженерных задач, они сделали это. Можно сказать, что для инженеров этот проект был проклятием и благословением одновременно.Чего стоила только проблема охлаждения батарей или адаптация холостого хода двигателя F1 для «гражданских» условий — как известно на болиде F1 это 6000 об/мин, а нужно не более 1200. Тем не менее отсечка на AMG ONE наступает на запредельных для дорожной машины 11 тысячах оборотов, кроме того, инженерам даже удалось подогнать мотор гиперкара под жесткий регламент Евро-6.
С точки зрения технологий двухместный Mercedes-AMG ONE во многом превосходит гоночный болид F1. В формуле двигатель запускает команда инженеров с ноутбуками, в гиперкаре все, что требуется — это нажать кнопку. Гиперкар запускается бесшумно, вначале активируя электродвигатели на передней оси. Параллельно прогреваются каталитические нейтрализаторы. ДВС заводится сразу же после достижения нейтрализаторами необходимой температуры.
В отличие от F1, гиперкар является полноприводным и полноуправляемым, а вектор крутящего момента помогает направить всю мощность в выбранном водителем направлении. В дополнение к турбошестерке V6 с максимальным давлением наддува аж 3,5 бара у AMG ONE есть четыре электродвигателя. Два приводят в движение передние колеса, третий мощностью 120 кВт прикреплен к кривошипу V6, а четвертый мощностью 80 кВт установлен внутри самого турбокомпрессора. Он предназначен для нейтрализации турбоямы и может достигать 100 000 оборотов в минуту.
У каждого электромотора передних колес своя одноступенчатая коробка передач. Основная коробка передач — семиступенчатый «робот» с одним керамическим сцеплением и встроенным самоблокирующийся задним дифференциалом создана в лабораториях Xtrac специально для AMG ONE.
Мощность турбошестерки 603 силы, вместе с электромоторами суммарно получается 1086 сил. Это на бензине АИ-98. А если заправиться формульным топливом — отдача возрастет еще на 48 лошадей. Прежде чем двигателю потребуется техническое обслуживание, компания гарантирует пробег порядка 50 000 км — эта цифра с трудом укладывается в голове, если учесть, что донорский мотор F1 рассчитан на ремонт после четырех-пяти гонок.
Стальная платформа с поперечной подвеской на штангах-толкателях поддерживает монокок из углеродного волокна. Двигатель и коробка передач обладают несущей функцией. Амортизаторы регулируемые — преодоление лежачих полицейских или пандусов для таких автомобилей настоящее испытание.
Как и на формульном Mercedes-AMG литий-ионная батарея, преобразователь постоянного тока и системы охлаждения элементов расположены в полу автомобиля за передней осью. Однако количество элементов охлаждения в Mercedes-AMG ONE гораздо больше. Cистема охлаждения аккумулятора AMG ONE — это, по мнению экспертов, пожалуй, высшее достижение инженерной мысли: специальный хладагент обтекает все элементы охлаждая каждый по отдельности. В результате аккумулятор постоянно находится в оптимальном температурном диапазоне порядка 45 градусов Цельсия, вне зависимости от того, как часто он заряжается или разряжается.
Мощности в 8,4 кВтч достаточно для преодоления пары десятков км только на электротяге. Гиперкар заряжается от переменного тока с помощью бортового зарядного устройства мощностью 3,7 кВт. Кроме того, батарея может получать свежую энергию за счет рекуперации или от ДВС.
Шесть программ вождения
В гиперкаре имеются пять фиксированных режимов и один для особо чувствительных профессионалов, позволяющий настроить автомобиль под свой стиль пилотажа.
Race Safe. Стандартная «прогулочная» программа с гибридным режимом вождения. ДВС просыпается только если топнуть по педали газа.
Race. Гибридный режим со специальной стратегией зарядки. ДВС работает непрерывно при этом подзаряжая высоковольтную батарею, чтобы всегда была доступна полная электрическая мощность.
Race Plus. Этот режим только для трека. Работает активная аэродинамика, шасси опускается на 37 мм спереди и 30 сзади, подвеска становится ощутимо жестче, включается специальное управление производительностью.
Strat 2. Еще один исключительно трековый режим. Полная мощность всех двигателей. В Формуле 1 подобный режим применяется исключительно в квалификации.
EV. Только электрический привод.
Individual. Этот режим позволяет, по сути, усовершенствовать дорожные настройки Race Safe, буквально настроить автомобиль «под себя».
Кроме всего перечисленного в режимах Race, Race Plus и Strat 2 предусмотрена функция Race Start позволяющая ускоряться с максимальной быстротой. К примеру, спринт с места до 200 км/ч выполняется всего за семь секунд.
Активная аэродинамика
В зависимости от программы движения доступны три пресета активной аэродинамической системы с гидравлическим управлением.
Highway. Этот режим работает в программах Race Safe, Race, EV и Individual. Жалюзи на передних крыльях закрыты, активные створки на переднем диффузоре выдвинуты, а заднее крыло убрано.
Track. Применяется только на гоночной трассе в программах Race Plus и Strat 2. Створки переднего диффузора складываются, заднее крыло выдвигается полностью, жалюзи открываются, чтобы увеличить прижимную силу на передней оси и увеличить отрицательное давление в колесных арках. Дорожный просвет в минимальных значениях. В результате, в зависимости от скорости, общая прижимная сила может увеличиться почти в пять раз по сравнению с программой Race Safe.
Race DRS. Как и в Формуле 1 система снижения сопротивления активируется нажатием кнопки. Закрылок заднего крыла полностью убирается, жалюзи закрываются. Прижимная сила снижается примерно на 20 процентов. В этом режиме достигается максимальная скорость 352 км/ч.
Интерьер
Представленный на снимках гиперкар интерьером не блещет. Все брутально и без излишеств, хотя есть и мультимедиа, климат, аудиосистема и даже электрические стеклоподъемники. Сделано это намеренно. Дизайнеры руководствовались принципом No styling исходя из требований, предъявляемых к этой машине.
Сиденья находятся в фиксированном положении, однако угол наклона спинки можно немного изменить. Удобство посадки достигается за счет электрической регулировки рулевого колеса и механической регулировки блока педалей. Пассажир тоже не останется внакладе: подставка для ног также регулируется индивидуально. Места для хранения в основном ограничены дверными карманами и нишами за сиденьями. Два отдельно стоящих 10-дюймовых дисплея высокого разрешения с эксклюзивной графикой Mercedes-AMG ONE отделаны алюминиевыми рамками.
Как и у гоночных автомобилей, руль усеян массой кнопок, есть индикатор переключения передач, однако в отличие от гоночных аналогов, руль AMG ONE снабжен встроенной подушкой безопасности. Происходящее сзади можно наблюдать как по боковым зеркалам, так и на небольшом экране, показывающем картинку в реальном времени благодаря камере MirrorCam.
Кокпит обшит кожей Nappa серого цвета и черной микрофиброй Dinamica. Разумеется, уже вовсю кипит программа индивидуализации — двух одинаковых Mercedes-AMG ONE точно не будет.
Технические данные
Разгон 0-100 км/ч — 2,9 с
Разгон 0-200 км/ч — 7,0 с
Разгон 0-300 км/ч — 15,6 с
Максимальная скорость — 352 км/ч
Максимальный крутящий момент — из-за сложной трансмиссии точная цифра не поддается определению
Колесная база — 2720 мм
Длина/высота/ширина — 4756/1261/2010 мм
Снаряженная масса — 1695 кг
Вердикт
Как видим, гиперкар получился очень тяжелым, что не могло не отразиться на характеристиках, которые, мягко говоря, не особо впечатляют. Но самое главное — это дизайн. Как внутри, так и снаружи. С инженерной точки зрения этот автомобиль космос — поэтому в тексте так много подробностей — однако его образ наводит ужас. Впечатление, что его создал сумрачный тевтонский гений. Гиперкар напрочь лишен легкости и изящества Valkyrie от Aston Martin — своего прямого конкурента. Мое субъективное мнение заключается в том, что великолепный Гордон Вагенер — главный дизайнер Mercedes-Benz, вряд ли горит желанием записать Mercedes-AMG ONE в свой актив. Возможно, он не одинок и подобные мысли посещают «протрезвевшее» правление? Во всяком случае, несмотря на огромный список желающих купить этого монстра, компания решила, как и планировалось, выпустить обещанные 275 машин и закрыть этот мучительный гештальт. Ну а первая ездовая презентация гиперкара состоится на фестивале скорости в Гудвуде 23-26 июня.