Поиск по сайту

Когда хочется все усложнить

Текст TNB, Фото компаний-производителей

Несколько дней назад один известный московский ритейлер высказался у себя в инстаграм по поводу наручных часов. Он сообщил, что уже практически лет десять не носит «обычные часы». Цитируем: «стало модно НЕ носить дорогие часы. Посмотрите, олигархи уже уверенно демонстрируют не навороченные Tourbillon, а новые Apple Watсh».

Поскольку мы за свободу мнений — вопросов нет, к тому же бизнесмен никому свою точку зрения не навязывает. Но от приведенного высказывания как-то повеяло выступлением лидера комсомольской ячейки, а если кто о существовании в прошлом таких ячеек не слышал, то представьте банальный корпоративный тимбилдинг — примерно тоже самое.

Да, традиционные часы со стрелками действительно стремительно сдают позиции. Всем этим симпатичным изделиям за пару сотен евро или чуть больше точно не выжить, как и бумажной прессе. Увы.

Но дорогие механические часы не умрут никогда. Просто потому, что они олицетворяют сложность и хрупкость мироздания, того самого мира, в котором мы живем. Это надо понимать. Как понимать классический балет или оперу. Точнее, совсем не обязательно понимать классический балет или оперу буквально, но осознавать ценность и великий смысл этого искусства для всего человечества — просто необходимо.

Поэтому цель этой публикации — снять шляпу перед людьми, которые плывут против течения. Которым плевать на «модно» или «НЕ модно», и иногда, кажется, на прибыль в конечном итоге. Они делают сверхсложные часы, на которых невозможно заработать, потому что один экземпляр может только собираться год или больше.

Мы решили рассказать о трех марках, объединенных общим нежеланием быть в тренде, соответствовать запросам фокус-групп и вообще ходить строем. У одной из них крайне много вычурных моделей, но мы ограничимся классикой в традиционных круглых корпусах.


Philippe Dufour

Начнем с Филиппа Дюфура — величайшего мастера современного часового искусства, который, как и Абрахам-Луи Бреге в свое время, сам придумывает и собирает часы вручную. В 1992 году он продемонстрировал изумленной публике наисложнейшую модель Grande Sonnerie — первые в мире наручные часы с боем, доносящимся до уха приятной мелодией, которая отмеряет установленные временные промежутки. Вы скажете, что любые смарт часы «делают это» и будете правы. Но в смарт за это отвечает безликий микрочип, а в нашем случае — конструкция точной механики. Если не понимать эту разницу, то возвращаясь к сфере бизнеса нашего успешного ритейлера, оригинальный диван Мinotti ничем не отличается от дивана, который по дешевке покупают на распродаже в летний домик — на обоих, как говорится, можно сидеть.

Через пару лет после Grande Sonnerie Дюфур сделал сложные часы Duality, а потом неожиданно дал заднюю и объявил, что хочет вернуться к истокам, к простоте, к Simplicity — прямой противоположности Grande Sonnerie. Сделать механические часы исключительно ручной сборки, в которых каждая деталь (!) будет обработана руками мастера.

Simplicity (на фото слева, справа Duality) выпускались с 2000 года. Изначально Дюфур планировал собрать 200 экземпляров, но количество заказов оказалось столь велико, что он был вынужден выбросить белый флаг и остановить производство. Сколько он их собрал — точно не известно. Хотите полюбоваться на Simplicity? Добро пожаловать в часовой музей Espace Horloger в Швейцарии. Или ловите на аукционах: цены вполне гуманные — 200-300 тысяч евро. Duality, например, ценятся значительно дороже: в 2017 году на торгах Phillips «нулевой» экземпляр Duality продали без малого за миллион долларов. Технически механизм Duality — это вызов турбийону, изобретенному Бреге в 1801 году, кроме того, Дюфур собрал всего девять экземпляров Duality — отсюда и цена. Но это уже другая история.


MB & F

Duality послужили источником вдохновения для часов Legacy Machine от бренда MB & F. МВ — это Максимилиан Бюссер, в бытность гендиректором Harry Winston он решил создать серию часов Opus, выпустить свободу творчества из бутылки и показать, что точная механика — это не застывшее в прошлом искусство, оно развивается, может, как и 200 лет назад, удивлять и даже потрясать.


В 2005 году уволенный из Harry Winston Бюссер основал компанию MB & F — Maximilian Büsser & Friends. Причем Friends — пожалуй ключевое слово. Их у него не менее сотни. А временный дуэт двух гениев механики — Эдуара Мейлана, основателя бренда H. Moser & Cie и Бюссера — так же органичен и не постоянен как джин и тоник — в смысле не каждый же день! Активным участником проекта выступил великий финский часовщик-механик Кари Вотилайнен.

Партнеры сделали Legacy Machine 101 — квинтэссенцию механического часового искусства. «Чтобы сохранить чистоту и элегантность, мы разместили наш логотип на сапфировом стекле на манер водяного знака, акцентировав тем самым его индивидуальный характер и тонкую связь часов и их владельца» — поясняет Мейлан. В скромности им не откажешь.


Greubel Forsey

Француз Робер Гребель и британец Стивен Форси создали Balancier S — часы с крупным наклонным балансом исключительной точности поместив его в титановый корпус с водонепроницаемостью до 100 метров. Они поставили перед собой задачу объединить механику и спортивную хронометрию, но в достаточно авангардной форме корпуса которая едва позволила нам включить эту модель в перечень современной классики. Форма круглая, но немного изогнутая буквально обтекающая запястье — cоздатели порядком осложнили себе жизнь, конечно же. Рационально разместить механизм в искривленном пространстве — это как обставить мебелью комнату, где нет ровных стен.


До этого Greubel Forsey уже совершали несколько прорывов в хронометрии — в частности им удалось полностью пересмотреть концепцию турбийона, они внедрили новый подход в основе которого был так называемый «крупный баланс» — деталь диаметром 12,6 мм, обеспечивающая исключительную точность работы хронометра. Механизм прошел проверку в Лаборатории экспериментальных часовых технологий EWT, продемонстрировал надежность и исключительную точность.

Иными словами, на вашем запястье находится Balancier S — инструмент невероятно точный, и главное, живой, потому что механический. В отличие от роботизированных гаджетов, которых и собирают роботы.
 

................................................

Конечно, три марки — это не все. Их больше. Но мы и не планировали составить каталог. Мы просто хотим напомнить, что сложные механические часы — это волшебство, которое не имеет никакого отношения к моде или трендам. Мода и тренды слишком переменчивы — точная механика никогда.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru