Поиск по сайту

Маргарита Пушкина и Анна Андронова о роли ТЕО в искусстве

Интервью Игоря Шеина, Фото Натальи Думко. The New Bohemian благодарен музею «Гараж» за помощь в организации съемки

Этот разговор как хорошее вино вызревал довольно долго. Сперва мы договорились встретиться сразу после создания онлайн-платформы ТЕО. Мне, кстати, очень нравится название. Оно в честь Тео Ван Гога — брата гениального Винсента. Кто знает, мог бы мир сегодня восхищаться полотнами «безумного голландца» если бы не Тео? Так вот, мы договорились с основателями ТЕО Маргаритой Пушкиной и Анной Андроновой встретиться и поговорить. Но на дворе был разгар июля, светская Москва бурно компенсировала весенний карантин в ресторанах, утешалась внутренним туризмом и «открытием» Турции. Потом стартовал сентябрь — заработали выставки. Нигде в мире кроме Москвы и Санкт-Петербурга (об этом будет вопрос ниже) выставки современного искусства не проводились живьем! И вот наконец, октябрь, великолепная пасмурная московская осень, мы с Маргаритой и Анной сидим на крыше музея «Гараж» в окружении тропических растений в кадках. В моем распоряжении был час, но его явно не хватило. Помимо актуальных для России тем, которые мы обсудили достаточно подробно, мне хотелось «перейти на личности», к примеру, затронуть своих любимых «монстров» от Ричарда Принса до Херста… Ну да бог с ними, в конце концов, next time!


 

С чего начинался проект TEO? Кому пришла в голову идея?

Маргарита Пушкина. ТЕО — логичное продолжение Cosmoscow, которым мы занимаемся уже десять лет. Cosmoscow — не просто ярмарка, это серьезная работа по выстраиванию взаимоотношений, связей, она основана на постоянной коммуникации. Мы добились широкого признания мирового арт-сообщества — в 2019 году Cosmoscow впервые включили в престижный отчет The Art Market — мы работаем вместе с музеями, галереями, кураторами, художниками. Основная задача — поддержание упомянутых связей. А во время пандемии особенно, все нуждаются в поддержке друг-друга. Мы эту солидарность очень хорошо чувствуем.

Во время подготовки к очередному Cosmoscow, мы пришли к выводу что настало время создания диджитал-платформы, площадки взаимодействия между ценителями искусства и авторами.

Основатели проекта ТЕО Анна Андронова и Маргарита Пушкина


Анна Андронова. Мы часто обсуждали с Ритой то, как остро в России не хватает современной качественной онлайн-платформы по развитию рынка современного искусства. Наш арт-рынок достаточно закрыт, непрозрачен, люди не понимают как он устроен. Поэтому хотелось бы создать инструмент, проливающий на все это свет в том числе и с помощью образовательных функций.

Так кому же принадлежит идея?

Анна Андронова. Нам обеим!

В чем отличительные особенности TEO по сравнению c другими аналогичными и наиболее заметными платформами?

Маргарита Пушкина. У нашей страны большой потенциал в плане развития арт-рынка. Мы стараемся вовлекать новую аудиторию в этот процесс показывая, что современное актуальное искусство — это здорово, это захватывающий образ жизни. В отличие от других глобальных платформ наша цель объединить российский арт-рынок, продвигать российское искусство, встроить его в мировой контекст привлекая лояльную отечественную аудиторию. Кроме того, самые крупные мировые арт-платформы стали очень большими. Небольшим галереям пробиться в них довольно сложно…

Чтобы просто что-то там найти, надо голову сломать!

Да, мы гораздо компактнее и в этом тоже наше преимущество. ТЕО — это уникальная платформа для развития актуального отечественного арта. В этом наша главная особенность.

Как происходит отбор авторов? И если происходит, каковы критерии?

Маргарита Пушкина. Отбор происходит на основе принципов, хорошо известных еще со времен Парижских салонов. Чтобы попасть в экспозицию, художника должны оценить эксперты, что, кстати, очень важно для самих художников, которым далеко небезразлично в какой контекст они попадают. И такой подход дает большое преимущество клиентам, они могут быть уверены в своем потенциальном выборе.

А может ли какой-нибудь самобытный автор, никому неизвестный, без контракта с галереей пробиться на платформу ТЕО?

Маргарита Пушкина. Конечно! У нас представлены все категории художников, в том числе и только начинающие свой путь в искусстве.

Анна Андронова. Мы привлекаем молодых авторов из школы Родченко, с нами работает Винзавод. Заявить художнику о себе всегда не просто, но мы стараемся помогать.

Читаю на сайте ТЕО: «Люди во все времена инвестировали в акции, золото, недвижимость и другие неодушевленные объекты. Однако, вложения в искусство могут оказаться для вас гораздо приятнее и выгоднее». Что значит «вложения»? Уж точно не рискованные инвестиции, полагаю?

Маргарита Пушкина. С какой точки зрения рискованные? Риск аутентичности при собирании современного искусства нулевой — вероятность приобретения подделки исключена по определению, в отличие, например, от рынка антиквариата. Я никому не советую покупать любое искусство с целью инвестиций, потому что человек таким образом себя обделяет, не получает других положительных эмоций. Покупать искусство, обладать им — это особенное эмоциональное переживание.

То, как формируется цена на актуальное искусство — отдельная тема. Галерист, куратор, арт-критик — все заинтересованы в том, чтобы цена была максимально логичной и прозрачной. Просто потому, что это вопрос доверия. Мне кажется, что за последнее время стала формироваться некая определенность в этом плане, которая всех устраивает. Процессы ценообразования становятся понятными. Всегда можно проконсультироваться и узнать почему конкретный художник стоит столько, а не меньше или больше.

Маргарита Пушкина: «Я никому не советую покупать любое искусство с целью инвестиций, потому что человек таким образом себя обделяет»


Цену формирует в том числе и представленность автора на выставках, участие в международных биеннале. Вот хороший пример: молодая художница Саша Сухарева. Она была участницей Documenta в Касселе, Manifesta куда мечтают попасть все актуальные авторы. У нее уже очень серьезный послужной список, хотя цены на ее работы еще пока вполне умеренные. Саша недавно стала работать с активно развивающейся галереей Оsnova, отобранной в список участников таких арт-форумов как Frieze и Art Basel.

Анна Андронова. Мы работаем с разными клиентами. Один хочет купить работу в подарок, другой — в интерьер, а кто-то именно «вложиться» в искусство. В любом случае человеку может потребоваться мнение эксперта. С этой целью у нас существует Art Consulting — профессиональные люди, которые могут посоветовать что-либо конкретное если человек теряется в выборе.

Маргарита Пушкина. Мы никогда не предложим вам инвестировать в искусство как в недвижимость или бриллианты. Однако я, как коллекционер, на собственном опыте могу сказать, что покупала в начале нулевых работы российских авторов, не думая о доходности. Но когда даешь работу на выставку и встает вопрос о сумме страховки, то приятно видеть, как стоимость произведения существенно выросла в цене.

Анна Андронова. Кроме того, у нас есть опция «вторичный рынок»: владелец может выгодно перепродать работу с помощью ТЕО, при этом работа не теряет «кредитную историю», остается в зоне внимания искусствоведов.

Я когда натолкнулся на слово «вложение», конечно, в последнюю очередь подумал об инвестициях…

Маргарита Пушкина. В принципе, инвестиции и арт вполне совместимы. Но тогда покупатель должен полностью довериться экспертам. Забыть о принципе «нравится-не нравится». Вообще искусство давно уже завоевало право «не нравиться». Его ценность определяется другими вещами. И это подтверждает сама история искусства за последние сто лет.

Расскажите о сотрудничестве с музеем «Гараж»

Анна Андронова. «Гараж» — это друзья и давний партнер Cosmoscow, мы удачно сотрудничаем в нашем ТЕО-store, они предоставляют нам свою продукцию из магазина, книги, сувениры, и т.д. В дальнейшем мы намерены развивать партнерство, делать совместные проекты.

Маргарита Пушкина. «Гараж» — это очень важная отечественная институция, которая внесла огромный вклад в развитие российского современного искусства. Музей хорошо известен за рубежом, это очень крупный бренд и для нас большая честь с ним сотрудничать. Я лично являюсь патроном музея «Гараж» уже несколько лет. В ярмарке Cosmoscow «Гараж» участвует не первый год, а в этом году он стал нашим «Музеем года» и представил часть своего архива по истории российского современного искусства, который является одним из крупнейших в мире. Наши коллеги в «Гараже», Антон Белов — прекрасно понимают, что развитие рынка и инфраструктуры современного искусства на российском рынке — это очень важно.

Многие полагают, что, например, вещь из категории luxury должна одинаково восприниматься не только на Пятой авеню, Елисейских полях или Виа Монтенаполеоне, но и где угодно. Применим ли этот принцип к актуальному искусству? Условно: поймут ли в Мексике то, что произвело фурор в Москве, на Cosmoscow?

Маргарита Пушкина. Я не только верю, но и считаю, что так и есть на самом деле. Вне зависимости, где художники живут, в какой точке мира, они разговаривают на понятном, актуальном языке. У нас есть Фонд Cosmoscow, который сотрудничает с художниками из регионов — Краснодара, Воронежа… Так вот уровень идей, «встроенность» наших художников в мировой контекст поражает!

Анна Андронова. Пришлось даже завести англоязычную версию сайта.

Маргарита Пушкина. У нас есть планы развития платформы ТЕО в расчете на международную аудиторию.

Анна Андронова. Все знают, что происходит на главных рынках искусства, но мы уверены в том, что многим будет интересно посмотреть и гораздо шире.

Кстати, что вы скажете о том, что только в Москве и Питере выставки проходили оффлайн? Все крупные мировые шоу из-за пандемии перешли в интернет.

Маргарита Пушкина. Мы все время держали руку на пульсе и решение провести Cosmoscow оффлайн было непростым. Глобальная ярмарка номер один Арт Базель, как известно, переносилась дважды перед тем, как уйти в онлайн. Мы постоянно вели консультации, переговоры с галереями и они сказали, что, если будут официальные разрешения, с учетом всех мер безопасности, мы вас поддержим. Так и произошло.

Мы уже говорили о том, что актуальное искусство глупо и бессмысленно подделывать: художник жив, вот он здесь и сейчас. С другой стороны, вы один на один с его работой и представляете ее по-своему. И тут появляется автор и говорит, я имел в виду нечто другое. Нуждаемся ли мы в толковании автора, не говорит ли произведение само за себя?

Анна Андронова. На сайте ТЕО предпочитаем написать, что имел в виду автор.

Маргарита Пушкина. А если ты сама покупатель, тебе это важно?

Анна Андронова. Пожалуй, нет. Мне, конечно, всегда интересно узнать, почему появилась работа, но главное, мое личное впечатление.

Маргарита Пушкина. В принципе информация от автора часто дополняет картину. К тому же это еще один плюс актуального искусства: в моменте услышать голос и мнение художника.

Реалистичное искусство в массе своей в толковании не нуждалось. Любой видел в картине одно и тоже, не так ли?

Маргарита Пушкина. Совсем не так. Чтобы осознать в полной мере, к примеру творчество художников итальянского Ренессанса, необходимо очень хорошо подготовиться.

Да, но, чтобы «раскодировать» работу Ильи Ефимовича Репина «Не ждали», особого понимания не требуется…

Маргарита Пушкина. Не факт! Я как-то была на выставке Репина в Третьяковке, получила огромное удовольствие. Чтобы ощутить его гениальность необходимо мысленно «снимать» слой за слоем, постоять у картины. Каждая деталь имеет значение.

Маргарита, вы делали архитектурный журнал, прекрасно понимаете как современное искусство нуждается, в частности, в продуманных интерьерах. Однако мы видим, что прекрасные квартиры и офисы заполняются «работами» в тон стенам или под мебель. Кажется, тем самым искусству отводится вторичная роль. Как с этим бороться?

Маргарита Пушкина. Увы, так и есть. Иногда закрывают картиной «гвоздь на стене». Мы часто сталкиваемся с тем, что человек построил большой красивый дом, и бюджет на диван у него один, а на искусство другой, с многократным превышением в пользу дивана. В этом и состоит наша задача, задача ТЕО, чтобы объяснить этому условному человеку: архитектура конечно же отличает его дом от себе подобных, но искусство делает его уникальным.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru