Поиск по сайту

Мечты о русской Ривьере

Текст Игоря Шеина, фото: пресс-служба отеля «Дача Рахманинов»

Бутик-отель «Дача Рахманинов» уникален. Его название связано с именем великого русского композитора, который, вынужденно покинув родину, всю жизнь хранил в душе ее собирательный образ, вспоминая кипарисы Южного берега Крыма, Мисхор и тот невероятный круг и стиль общения, который, без сомнений, был возможен только в этих местах.
 

История

Первый приезд юного Рахманинова в Крым состоялся в 1887 году. Роскошная природа окрестностей Ялты, ослепительная белизна утопающих в субтропической зелени домов, навсегда покорили будущего композитора и именно в Крыму, в Мисхоре, он начал сочинять музыку. Кажется, это был ноктюрн, писал в своих воспоминаниях его товарищ Мотя Пресман.

Спустя десятки лет, уже в эмиграции, жизнь и творчество Сергея Васильевича Рахманинова, увенчанного мировой славой «самого русского композитора», навсегда останутся тесно связаны с Крымом — источником неиссякаемого вдохновения и ностальгии по родине. 

Регулярные приезды Рахманинова на Южный берег совпали с охватившим русскую Ривьеру курортным бумом. Всюду стали появляться великолепные имения, которые по традиции назывались дачами, но по сути являлись настоящими очагами культуры. Именно поэтому термин «дача» не имеет аналогов в мире. Концентрация художников, артистов, музыкантов, писателей на дачах в те годы была столь велика, что породила не только создание внушительного количества произведений искусства, но и определенный «дачный» образ жизни, досуг, манеру одеваться, отдыхать, заниматься творчеством.

Лобби бутик-отеля «Дача Рахманинов». Или Dacha Rachmaninoff — иностранцам так проще. Кстати, окончание -off — это вовсе не дань некой легкомысленной традиции. Такая транслитерация была официально принята еще в царские времена


За годы советской власти дачи были национализированы, многие разграблены. Относительно повезло лишь тем, на базе которых создали несколько санаториев. После Великой Отечественной войны на волне подъема народного хозяйства, Сталин дает указание построить в Крыму элитный санаторий для избранных членов партийной верхушки, который открылся в 1958 году и был назван «Дача Мисхор».

Вскоре историческая традиция взяла свое — «Дачу Мисхор» передали Министерству Культуры, во главе которого стояла неутомимая Екатерина Фурцева и именно благодаря ей на даче, словно в дореволюционные времена, стала возрождаться культурная жизнь. По слухам, здесь проходили предпрокатные показы кинофильмов и их предварительное одобрение.

После распада Советского Союза состояние «Дачи Мисхор» медленно приходило в упадок, а интерьеры и ухоженная территория — в запустение. К счастью, в 2018 году дача перешла под контроль управляющей компании «Визант Групп». Последовала капитальная реконструкция и реставрация здания 1958 года — сегодня можно сказать, что оно пережило второе рождение. Но теперь уже как пятизвездочный бутик-отель «Дача Рахманинов».
 

Едем на дачу!

Что такое бутик-отель? Конечно, зависит от страны, аудитории, расположения. Но неизменно одно — вы чувствуете нечто особенное, когда впервые входите в свою комнату. Обращаете внимание на тщательное внимание к деталям, искусно размещенную вазу или лампу, красивое кресло в углу, книги на полках. И вы понимаете, что находитесь у себя дома, отчетливо сознавая при этом, что раньше никогда здесь не были, а через неделю или две предстоит уезжать.

Несмотря на свою относительную архитектурную молодость, здание «Дачи Рахманинов» буквально пропитано историей, а если брать в расчет весь регион — то колоссального историко-культурного значения ему не занимать.

Поэтому при всех ремонтных работах акцент был сделан на то, чтобы сохранить все, что уцелело — мебель, картины, светильники, ковры, столовое серебро. Почти вся мебель, включая привезенный из разных стран антиквариат, — все это было тщательно отреставрировано и восстановлено. Наверняка вы примете вон те голубые стулья, обтянутые добротной английской тканью, за новые, но им уже не менее семидесяти лет, может больше.

Сталин, безусловно, имел представление о дореволюционных дачах и дворцах на ЮБК, поэтому при создании «Дачи Мисхор» велел не мелочиться — интерьеры будущего бутик-отеля напоминали добротные квартиры советской элиты: высокие потолки, вдоволь пространства, мебель явно не серийного производства, картины известных художников, дорогие ковры, посуда — отдых на даче считался подарком судьбы.

В каждом номере стояли рояли или пианино — музыкальное воспитание отпрысков партийных вождей, которые сами порой совершенно не разбирались в музыке — было делом почти обязательным. Межкомнатные стены в полтора метра толщиной великолепно изолировали от соседних ушей неуверенное взаимодействие учеников с клавишами, полагаем, что и от посторонних разговоров тоже…

Сегодня роялей в отеле два. Один, изготовленный на фабрике «Красный октябрь», находится в трехкомнатном люксе «Рахманинов» — самом просторном люксе отеля. В номере две террасы с видом на море и балкон. Однако настоящее музыкальное сокровище дачи — это, безусловно, подлинный рояль F. Muhlbach производства одноименной компании из Санкт-Петербурга, лидера по продажам фортепиано на российском рынке до 1917 года. Этот рояль не только чудом сохранился в рабочем состоянии — на нем во время гастролей в Нижнем Мисхоре играл сам Рахманинов! Что, разумеется, делает инструмент поистине бесценным.

Ресепшен с роялем F. Muhlbach — настоящим сокровищем отеля


Все интерьеры в бутик-отеле — дело рук архитектора-дизайнера Надежды Пономаревой и дизайнера-декоратора Милены Стойковой. Девушкам явно понравилось работать в прекрасно сохранившемся, но обветшавшем сталинском ампире, которому изначально свойственны были основательность и качество нежели роскошь в традиционном понимании. Поэтому акцент в интерьерах сделан не столько на роскошь, сколько на эксклюзивность. Каждый номер не похож на соседний — однако стилистически полностью соответствует общему замыслу — стремлению создать «атмосферу полного погружения в ретро-шик».

Библиотека отеля с зелеными диванами Chesterfield. На полках можно обнаружить и редкие книги начала ХХ века
Интерьер ресторана недавно был полностью изменен. Теперь он называется «Весна» и над его оформлением работали дизайнеры Ирина Кривцова и Татьяна Редина. Кухню возглавляет молодой и талантливый шеф-повар Роман Боровиков, известный москвичам по таким ресторанам как «От и до», Beef Bar, «Карлсон», «Дом Карло». В «Весне» Роман создал авторское меню на основе русской кухни в современной интерпретации
Терраса ресторана
Серия люксов бутик-отеля. На фото внизу — знаменитый люкс «Рахманинов», в котором есть прекрасно настроенный рояль


Несмотря на различия по площади, все десять номеров исторического здания впечатляют пятиметровыми потолками — такое редко где встретишь в мире, в некоторых номерах есть обширная терраса с грандиозным видом на Мисхорский парк или море. Весь текстиль, обои и ткани на обивку мебели — все закуплено у старых проверенных английских брендов — Morris & Co, Designers Guild, James Hare и других, лучших в своем деле.

Причем нельзя сказать, что отель словно антикварная лавка переполнен стариной — здесь всего в меру: живопись в основном середины прошлого века, но есть и современная, представлены подлинники Мая Чухланцева, Евгения Карциганова, Алексея Ланцева, Александра Ведерникова — творчество некоторых художников неразрывно связано с Крымом. Библиотека отеля с зелеными диванами Chesterfield — насчитывает несколько сотен изданий в том числе и редкие книги начала ХХ века — собирали ее по заброшенным стеллажам старых санаториев.

Изначальная планировка помещений осталась нетронутой. И в этом особенное преимущество. Здесь нет ощущения новодела, гипсокартонной стерильности. Надежде и Милене удалось воссоздать атмосферу старинных кабинетов и гостиных наполненных предметами, привезенными из «дальних странствий». Сталинский ампир мирно уживается с викторианским стилем — словно и не бились британцы с русскими воинами в Крыму в середине позапрошлого века, эклектика лишь добавляет терпкости артефактам разных эпох вне зависимости от их возраста.

Гостиная в одном из люксов


Впечатляет смелая работа с цветом. Очевидно, это было единственно правильным решением имея в виду яркое крымское солнце, способное выгодно подчеркнуть любые оттенки оранжевого, красного, голубого, зеленовато-охристого или успокоить акценты цвета спелой брусники.

Стены в некоторых номерах «Дачи Рахманинов» обиты очень интересным материалом. Это туаль де жуи — дословно «ткань из Жуи» — поселка в юго-западном пригороде Парижа. А само название возникло во Франции в конце XVIII века, когда на льняную, сатиновую или шелковую ткани стали наносить с помощью печати повторяющиеся изображения различных бытовых сюжетов или растительных орнаментов.
 

Новый корпус

В комплекс бутик-отеля «Дача Рахманинов» входит и небольшое cоседнее здание 1972 года с плоской крышей, удлиненными оконными проемами с цветными витражами и облицованное розовым мрамором. Вокруг разбит парк с вековыми елями, душистые ветви которых защищают номера от прямых лучей палящего солнца — чем не идеальный курорт для советского министра? Когда-то в здании было всего четыре больших номера, но после перепланировки, окончившейся год назад, номеров стало восемь.

И теперь внутри мало что напоминает о партийном прошлом. Уже знакомые нам дизайнеры Надежда Пономарева и Милена Стойкова создали стильный и, судя по самым свежим тенденциям прошедшей недавно Миланской недели дизайна, невероятно модный интерьер, с элементами конструктивизма, модернизма и даже бохо — что означает bohemian и базируется на заново переосмысленной эстетике хиппи.

Интерьеры во втором корпусе отеля созданы в очень модном стиле с элементами 60-70-х годов прошлого века


Девушки вдохновлялись творчеством Кандинского, Татлина, Родченко, братьями Весниными, Ле Корбюзье. Смело использовали ротанг, шпонированный дуб на стенах, который идеально совпадая по тону с паркетом, создавал эффект «деревянной шкатулки». В помещениях много яркого текстиля, представленного во всем разнообразии фактур, а стены украшены литографиями великих художников ХХ столетия — Эгона Шиле, Фернана Леже, Марка Шагала, Огюста Родена, Пабло Пикассо и многих других.
 

Вместе навсегда

Летом 1917 года Рахманинов приехал в Ялту в последний раз. В тот год на ЮБК собрались Бунин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький, Станюкович, Качалов, Шаляпин, Москвин, Немирович-Данченко. Как всегда, вокруг кипела курортная жизнь, по набережной и паркам фланировала нарядная публика, звучала музыка, в гостиных и на террасах не утихали дружеские споры и просто беседы до глубокой ночи об искусстве, но, к сожалению, уже довольно явственно чувствовалась общая растерянность перед наступающей революцией.

Рахманинов съездил в Мисхор, где на даче Мурзаевой останавливалась семья Шаляпина. В Ялтинском городском саду в так называемой «музыкальной раковине», отличавшейся великолепной акустикой, 5 сентября 1917 года Сергей Васильевич дал свой последний в России концерт. После чего навсегда покинул родину.

Особое значение «Дачи Рахманинова» заключается в том, чтобы мы, отдыхая в этом раю на земле, слушая музыку Рахманинова на мягко потрескивающем виниле, в окружении удивительной природы, которую не мог забыть великий композитор, помнили о том, что он навсегда среди нас. И, в сущности, никуда не уезжал.


Дополнительная информация о бутик-отеле «Дача Рахманинова» и вопросы бронирования здесь.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru