Очки Persol, Ray-Ban и очень много личного
Сразу должен предупредить, что в рассказе о солнцезащитных очках Persol я буду пристрастен. Мне мало какие очки идут — слишком высокая переносица — они у меня все сидят на лбу. Солнцезащитные подогнать проще, но надо менять стекла на те, что с диоптриями, а это не каждая понравившаяся модель позволяет. Короче — проблема.
И вот однажды в Милане я зашел в оптику. Внимание сразу привлекла стойка компании Persol — в те годы этот бренд в Москве представлен не был. Я внимательно изучал модели и как только дошел до той, которая называлась Steve McQueen — меня словно током прошибло! Чтобы понять почему, надо сделать небольшое отступление.
Американский актер Стив Маккуин (на фото вверху) — один из моих любимых. Причем уже много лет как. Ради одной только погони по улицам Сан-Франциско в триллере Bullitt (1968), я готов ему простить участие в этом достаточно слабом фильме, хотя он в свое время произвел оглушительное впечатление и даже взял «Оскар» за монтаж. В отличие от нынешних «неудержимых», «борнов», «бондов» и прочих «механиков», Стив Маккуин сам выполнял сцену погони, причем честно: в фильме есть эпизод, где актер промахивается мимо поворота — и его даже не стали вырезать.
Мне безумно нравится смотреть и пересматривать фильм «Ле-Ман» (1971). Как и в Bullitt управление настоящего гоночного монстра Porsche 917K Cтив не стал доверять ни каскадеру, ни профессиональному пилоту. Да он и сам был не хуже профессионала — накануне съемок занял второе место на Porsche 908/2 в гонке «12 часов Себринга». Однако, этот фильм сломал его жизнь, фактически обанкротил. Он был в штыки принят критиками и провалился в прокате.
Классикой и лучшим кино про автогонки «Ле-Ман» стал уже после смерти актера. Причем сегодня он по эффектам не проигрывает даже компьютерным блокбастерам — обратите внимание на сцену аварии с пожаром — такое и с хромакеем, что называется, сможет снять не каждый. Жизнь Маккуина оборвалась слишком рано, он едва достиг пятидесяти. Да, после «Ле-Мана» он и слышать не хотел о гонках, но достаточно посмотреть полный драматизма «Мотылек» (1973), в котором Маккуин работал в паре с Дастином Хоффманом и где, кажется, воплотился его настоящий характер, чтобы понять, что лучший фильм ждал его впереди.
Вот поэтому меня так «торкнуло» в миланской оптике. Я взял модель Steve McQueen в светло-коричневой оправе с голубоватыми стеклами и осторожно примерил. Сели хорошо, но, увы, я не уродился блондином. Примерил такую же, но темно-коричневую — бинго! Ко мне подошла продавщица и посоветовала взять модель 714, которая легко складывалась пополам. «А не сломается со временем?» — спросил я, с недоверием рассматривая механизм. «Что вы! — засмеялась девушка. — Это ручная работа. Итальянская работа». Я тут же попросил заменить стекла на аналогичные, но с диоптриями, и с тех пор с очками не расстаюсь. Сколько им лет — уже и не припомню, но они идеальны. Да изнутри оправа чуть выцвела, но складываются они отменно и на стеклах нет ни единой царапинки. Хотя очки и падали, и валялись в сумке без чехла, я в них плавал в соленой и пресной воде, забывал в песке на пляже — чего только не было! Но они по-прежнему со мной и пока менять я их не намерен. А если все же такой момент наступит, то просто куплю такие же.
Слово Persol — это производное от итальянского per il sole, что означает «для солнца». Компания, известная сегодня как Persol, была основана в 1917 году Джузеппе Ратти — фотографом, а также экспертом по оптике. Ратти часто общался с летчиками, которые жаловались на проблемы с солнечными бликами, поэтому самые первые очки, которые вышли под маркой Persol — это профессиональные пилотажные Protector.
Огромную роль в рыночном успехе Persol сыграл Голливуд. Причем звезды носили очки Persol как в кадре, так и за кадром, буквально не снимая. Когда Стив Маккуин появился на съемках «Аферы Томаса Крауна» (1968) в солнцезащитных очках Persol 714, съемочный процесс замер. Очень слабый фильм получился, надо признаться. Может потому, что все пялились на Стива?
В 1991 году Persol открыла свой первый бутик в США на улице Родео-Драйв в Беверли-Хиллз, всего за четыре года до того, как была приобретена Luxottica Group, итальянским конгломератом очков и в настоящее время крупнейшей оптической компанией в мире. Потеря независимости не отразилась на качестве Persol. Как и прежде, все модели производятся вручную в Италии с использованием ацетата (полученный в 1940-х годах из растений пластик. Не вызывает аллергии). В металлических оправах применяется в основном титан.
В завершение панегирика про Persol — две мои любимые модели.
Одной из наиболее примечательных особенностей культовой модели 714 являются шарниры в середине переносицы и на середине каждой дужки. Они позволяют очкам складываться пополам и аккуратно исчезать в кармане или небольшом кожаном чехле. Причем именно в чехле (на фото), а не футляре. Сколько раз я думал, что очки раздавлены (чехол зажимало при утрамбовке багажа, один раз он оказался в заднем кармане джинсов и вспомнил я о нем лишь когда удобно устроился в кресле) — но он каким-то чудодейственным образом защищает очки от повреждений. 714 — это надежный бестселлер Persol на протяжении десятилетий, поэтому итальянцы до сих пор продолжают производить его с широким выбором оправ и стекол.
714SM — версия модели 714 была первой в мире складной парой солнцезащитных очков. Она сохраняет силуэт оригинальной модели, но добавляет ряд особенностей, которые присутствовали в тех очках, что носил Стив Маккуин. В частности, ацетатную оправу цвета Caffe и поляризованные синие градиентные линзы. Сегодня появилась лишь надпись Steve McQueen на внутренней стороне левой дужки. Это одна из самых известных пар солнцезащитных очков всех времен, до сих пор выпускается ограниченным тиражом с уникальным коричневым кожаным чехлом, который фиксируется старинной латунной защелкой.
Ray-Ban
До знакомства с Persol я носил Ray-Ban. В отличие от Persol, с Ray-Ban я не был предан одной модели, все оказалось несколько интереснее. Копеечные подделки культовых моделей Ray-Ban можно было купить в Москве конца 80-х начала 90-х буквально на каждом шагу — от легендарной Горбушки до подземных переходов. Я начинал с «авиаторов» (их некоторые почему-то называли «каплями»), потом купил исключительно для зрения модель Clubmaster c фотохромными линзами (в народе — «хамелеоны») и тема солнцезащитных очков на несколько лет закрылась. «Клабмастер» я не снимал лет десять, несколько раз сдавал в чистку и ремонт, носил до тех пор, пока одна «бровь» не раскололась на мелкие кусочки. После чего, я наконец обратил свой взгляд на воплощение абсолютного культа — модель Wayfarer.
«Вайфареры», что продавались в обычных оптиках, мне совершенно не подходили по причине уже упомянутой высокой переносицы. Но однажды я зашел в крошечный бутик эксклюзивных очков в Нью-Йорке, осмотрелся, обалдел от цен и собрался уже уходить, но продавец вдруг протянул мне очки, которые сели как влитые. И представьте себе, это были Ray-Ban, модель Wayfarer! Я рассказал продавцу, что обычно они у меня сидят на лбу, в чем дело? «Это ручная работа, роговая оправа, сделана в Италии. Она чуть крупнее, может поэтому вам и подошла» — ответил маэстро. «Стекла с диоптриями сделаете?» «Конечно, заходите через полчаса». С тех пор эти, может не совсем канонические «вайфареры», по-прежнему со мной. Дело было примерно 15 лет назад. Разумеется, сейчас они больше времени проводят в футляре — внезапное появление Persol тому причина.
Созданный американской компанией Bausch & Lomb бренд Ray-Ban существует с 1937 года. Сегодня он, также как и Persol, принадлежит итальянской группе Luxottica. Первая, ставшая культовой модель под названием «авиатор» появилась практически сразу после основания Ray-Ban. Ей предшествовала модель в оправе Shooter («стрелок»), которая почти не отличалась от «авиаторов», но с характерным креплением оправы в форме колечка между глаз, прозванным «пулевое отверстие».
Ray-Ban ежегодно производит десятки новых моделей и разновидностей старых. Но, как и в случае с Persol, я остановлюсь лишь на тех, с которыми частично была связана моя жизнь.
Aviator Classic — созданные для пилотов, с момента появления стали неотъемлемой частью гардероба самых стильных мужчин. Породили бесчисленное количество интерпретаций. Классическая золотая оправа, поляризованные линзы G-15 и стопроцентная защита от ультрафиолета, делают Aviator конкурентоспособными даже по сравнению с рядом современных технологичных моделей, в то время как неподвластный времени дизайн, двойная переносица и удобные дужки — все это невозможно переоценить.
Clubmaster Classic с момента возникновения «оседлали» носы интеллектуалов, бюрократов, чиновников, дипломатов всего мира. Эта модель — фактически олицетворение американского процветания 1950-х годов, и именно это делает ее вечной. Хрустальные линзы, ацетатная оправа, тонкий металл (иногда от него отказываются в пользу лески), успешно выдержали испытание временем.
Wayfarer Classic по-прежнему является бесспорным королем каталога Ray-Ban. Все началось в 1952 году, когда модель только появилась, но нее сразу же положили глаз знаменитости, артисты, спортсмены, музыканты, плейбои, бизнесмены, бездельники, проходимцы, гангстеры и многие другие незаурядные личности. Когда же хайп потихоньку угомонился, вышел фильм The Blues Brothers («Братья Блюз», 1980) и тотальное помешательство на этой модели вспыхнуло с новой силой.
Ну а я, пожалуй, пойду-ка закажу себе Clubmaster с обычными, не солнцезащитными линзами. Буду выглядеть как американский интеллектуал из 50-х. Ну или хотя бы сойду за него. Кому сейчас нужны интеллектуалы?