Поиск по сайту

Они быстры, красивы и очень дороги. Редкие спорткары 60-х не хотят оставаться в прошлом

Текст Игоря Шеина, фото вверху Tom Shaxson

Существует такое высказывание: If you can remember the 1960s, you weren’t really there. Что в буквальном переводе означает: «Если вы помните 1960-е, вас там на самом деле не было». Кто впервые ее произнес, точно мир никогда не узнает, особенно, если сам автор жил в 60-е. Позднее слова приписали американскому стендап-комику Чарли Флейшеру и по сей день официальным автором считается он. Однако доказательств того, что он и сам фразу где-то не подслушал, пока не обнаружено. Но мы-то все помним! И будем говорить об уникальных спорткарах 60-х, тех самых, что известны лишь узкому кругу богатых коллекционеров и дотошных экспертов. Повод поговорить серьезный: многие из легенд тех времен намерены обрести второе дыхание. Да и очарование исторического бренда, богатая родословная сегодня дорогого стоят. Особенно перед лицом агрессивно настроенного азиатского автопрома, который явно переходит в наступление. В том числе и в интересующем нас сегменте суперкаров и купе Gran Turismo. Чем ответит старушка Европа? 

 

Ecurie Ecosse LM69
Как Jaguar XJ13 превратился в Ecurie Ecosse LM69
ФОТО DESIGN Q

Объективно говоря, Ecurie Ecosse LM69 — автомобиль абсолютно современный. Однако, он заслуженно угодил в наш список потому, что является реинкарнацией спорткара Jaguar XJ13 — уникального шедевра «с трудной судьбой». XJ13 построил Малькольм Сойер — талантливый конструктор и эксперт по аэродинамике. Это случилось в 1966 году, когда британская марка нацелилась на очередную победу в Ле-Мане. Казалось, все пройдет как по маслу. Но внезапно регламент гонок изменился, и бедный XJ13 бросили пылиться на «заднем дворе», а пять лет спустя еще и капитально разбили во время каких-то там испытаний.

Jaguar XJ13. Шедевр, который невозможно забыть


Между тем, оснащенный пятилитровым двигателем V12 с четырьмя распредвалами, XJ13 был первым «ягуаром» со средним расположением двигателя и, возможно, одним из самых привлекательных автомобилей, когда-либо созданных. Он должен был играючи выиграть величайшую гонку на выносливость, но не проехал и метра по трассе в Сарте. То, что вы видите на фотографии — заботливо восстановленный экспонат постоянной экспозиции Британского автомобильного музея. Он никогда официально не оценивался, но отклоненное в 1996 году предложение в размере семи миллионов фунтов стерлингов, говорит нам о том, что сегодняшний эстимейт, угоди XJ13 на торги, легко превысит стартовую стоимость Ferrari 250 GTO — самого дорогого автомобиля в мире. Хотя бы потому, что второго Jaguar XJ13 в природе не существует.

Пятьдесят лет спустя дизайнер Ховард Гай и его команда из британской компании Design Q решили ответить на вопрос: «Что если?» Что, если бы шотландская гоночная команда Ecurie Ecosse, дважды выигравшая Ле-Ман в 1950-х за рулем Jaguar D-Type, приехала на завод Jaguar в Браунс-Лейн в 1967 году с целью возродить победное партнерство? Что, если бы они обнаружили законсервированный XJ13 и взяли на себя обязательство доработать его с учетом новых правил? Результатом вполне мог стать Ecurie Ecosse LM69!


Впрочем, анонсированный еще в 2019 году, LM69 никак не связан с Jaguar. Это совершенно новый автомобиль, построенный другими людьми, но испытывающими страсть к эстетике 1960-х годов. Кроме того, и это важно, в отличие от многих современных копий, он спроектирован для дорог общего пользования.

Как и XJ13, LM69 оснащен мощным атмосферным V12 под прозрачной изогнутой крышкой. Учитывая тенденцию перехода от традиционных силовых агрегатов внутреннего сгорания к электрическим, Ховард Гай считает, что это может быть один из последних моторов V12 на рынке.

Шасси, разработанное в Design Q, прочнее и жестче, чем у XJ13. Кроме того, у LM69 есть крыша, а XJ13 был родстером. Кузов LM69 собран из алюминия и стекловолокна, хотя по запросу предоставляется полностью алюминиевая конструкция. Увеличено пятно контакта за счет более широких шин. Как и в оригинале, гидроусилителя нет, наличие электронных помощников даже не обсуждалось. Изначально стояла цель создать высокотехничный аналоговый аппарат, настоящий инструмент профессионалов!

Внутри без шотландской клетки не обошлось!


Пока о технических характеристиках LM69 известно мало, за исключением того, что с мощностью 700 сил, передаваемой на заднюю ось с помощью ручной пятиступенчатой коробки передач, он способен рвануть с места до сотни за 3,2 секунды и достичь максимальной скорости 327 км/ч. Для сравнения: оригинальный пятилитровый мотор V12 XJ13 выдавал 502 сил, что позволяло ему разгоняться до 274 км/ч.


Патрик МакКаллион, один из дизайнеров LM69, делится подробностями: «Изменения в правилах Ле-Мана, означали отказ от “традиционного старта”, когда гонщики бежали через трассу к машинам, чтобы вскочить, пристегнуться и вдавить газ в пол. Это произошло из-за аварии в 1968 году, когда Вилли Майресс разбился на первом круге, пытаясь как следует закрыть дверь своей машины проходя на огромной скорости прямую Mulsanne. Чтобы избежать каких-либо проблем с доступом к машине на старте, или смене гонщиков на питлейн, или даже на стесненной парковке возле супермаркета, я выбрал дверь, которая открывается на угол 45 градусов вместе с частью крыши. Аналогичный способ применялся на Ford GT40, но в нем дверь распахивалась под углом 90 градусов, требуя больше пространства вокруг машины. Кроме того, моя конструкция позволяла водителю дорожной версии снимать панель крыши, прикрепленную к двери, превращая LM69 в таргу».

Все 25 экземпляров LM69 будут собираться вручную в британском Уэст-Мидлендсе. Планы по срокам поставок могут измениться и потенциальные клиенты наверняка уже получили соответствующие уведомления — ведь когда все начиналось, пандемией и не пахло.


Bizzarrini
Смогут ли бывшие руководители Aston Martin возродить итальянский бренд?
ФОТО BIZZARRINI

Джотто Биззаррини начинал карьеру в Alfa Romeo, но вскоре перешел в Ferrari, где приобрел широкую известность как один из ключевых авторов Ferrari 250 Testa Rossa и Ferrari 250 GТО — «лучшей Ferrari из когда-либо выпущенных» и самым дорогим автомобилем в мире на настоящий момент.

Возможно, слава вскружила Биззаррини голову, но в один прекрасный день он решил прекратить работать «на дядю» несмотря на то, что «дядей» был сам Энцо Феррари. Джотто не раздумывая закрыл за собой дверь проходной в Маранелло и основал компанию Autostar, клиентами которой сразу же стали такие марки как Iso Rivolta и Lamborghini (знаменитый агрегат Lamborghini V12 — его работа).

По заказу Iso Rivolta и в кооперации с кузовной мастерской Bertone в Autostar собирали спорткары Iso Grifo A-3L и А-ЗС. Но после личного конфликта с Ренцо Риволта (итальянцы же!) Iso Grifo A-3L и А-ЗС переходят в полное распоряжение Джотто Биззаррини и переименовываются в Bizzarrini GT Strada 5300. Таким вот образом, не без конфликта, и появилась на свет марка Bizzarrini. Но что-то почти сразу пошло не так. Через пару лет компания едва не обанкротилась, а в 1969 году окончательно прекратила существование.

Понятно, что в последующие десятилетия нередко предпринимались попытки встроить талант Джотто Биззаррини в тот или иной проект, но безуспешно.

Недавно итальянский бренд экзотических суперкаров, выпустивший за все время своего существования не более 200 купе, включая упомянутую 5300 Strada, получил очередной шанс. Наблюдается некий тренд: De Tomaso вернула из небытия гонконгская инвестиционная фирма Ideal Team Ventures, Pininfarina вновь задышала при поддержке Mahindra Group. Ну а лондонская компания Pegasus Brands объявила о своем намерении возродить Bizzarrini.

Bizzarrini GT Strada 5300 до сих пор не дает покоя инвесторам

Вообще-то компания принадлежит гражданину Кувейта Резаму Мохамеду Аль-Руми. Pegasus владеет несколькими ведущими мировыми брендами в области предметов роскоши. В Лондоне, Женеве, Кувейте, Абу-Даби, Дубае — представляет такие автомобильные марки как Aston Martin, Rolls Royce, Koenigsegg. Компания держит в своем активе «исторический дом» Aston Martin Works в Ньюпорт-Пагнелле.

Неудивительно, что после смены владельца самой Aston Martin Lagonda, бывшие топ-менеджеры славной британской марки оказались весьма востребованными в Pegasus. Бывший главный исполнительный директор Ульрих Бец, теперь председатель правления Bizzarrini, а Кристофер Шепард, продававший «астоны» на Ближнем Востоке и в Северной Африке, назначен генеральным директором, Джанетт Грин, ранее отвечавшая за глобальные коммуникации, заняла пост директора по маркетингу Bizzarrini.

«Сегодня в мире так много богатых людей, что продавать гиперкары в диапазоне от одного до трех миллионов долларов не так уж сложно, — говорит Чак Рэй, владелец Grand Touring, реставрационной мастерской в ​​Вирджинии. — Опасное искушение заключается в том, что можно легко испортить такой бренд, как Bizzarrini, используя дешевые и низкокачественные комплектующие вместо того, чтобы по-настоящему “возродить” его с помощью захватывающих инженерных разработок и технологий. В отличие от других мелкосерийных производителей им придется сделать что-то действительно особенное».

Красавец!


Самому же Джотто Биззаррини, родившемуся 6 июня 1926 года, все эти «телодвижения» интересны мало. Он тихо доживает свои дни в Италии и явно не связан с очередной попыткой реинкарнации своей бывшей компании.


ISO Rivolta
Итальянец с американским сердцем
ФОТО ИЗ АРХИВА ISO RIVOLTA И BERTONE

Пьеро, сын знаменитого Ренцо Риволты, вспоминает: «Однажды Нуччо Бертоне, мой отец и я сидели на нашей семейной вилле в Брессо, в гостиной с окнами в парк, отделявший виллу от фабрики. Бертоне, всегда подмечавший малейшие детали, заметил изображения четырех больших грифонов, нарисованных на сводчатом потолке. Отец объяснил ему символику этого мифологического животного и его отношение к истории нашей семьи. Грифон с головой орла и телом крылатого льва олицетворяет силу и совершенство, потому что сочетает в себе власть одновременно на земле и в небе».

Некоторое время спустя, обсуждая новый двухместный автомобиль, который компании ISO Rivolta и Bertone решили выпустить вместе, Нуччо предложил использовать имя Grifo и показал эскиз эмблемы. Все с энтузиазмом согласились. Эмблема изображала грифона на белом поле с зелеными, белыми и красными полосами итальянского флага позади. Впоследствии эскиз был доработан Рэйчел Рашель — женой Пьеро и которую все называли Леле, как и дебютировавший в 1969 году автомобиль, названный в ее честь. После этого значок с изображением грифона стал неотъемлемой частью всех проектов Ренцо Риволты, включая проектирование и строительство лодок, а также развитие недвижимости.

Но самый первый спортивный автомобиль, получивший название ISO Rivolta GT, был построен в 1962 году. В те времена не существовало высокоскоростных поездов, и уж тем более малой бизнес-авиации, поэтому категория Gran Turismo сразу же стала востребованной не только среди состоятельных юнцов, но и владельцев крупного бизнеса, которым нужно было оперативно и с комфортом перемещаться по делам. Сам Ренцо Риволта был идеальным клиентом Gran Turismo. На протяжении многих лет он пользовался разными спортивными автомобилями, включая Jaguar и Maserati. Но далекое от идеала состояние дорог часто расстраивало его; поэтому и появился ISO Rivolta GT с наиболее совершенным для своего времени шасси и мощным мотором V8 от Chevrolet Corvette. Это был быстрый, надежный и легкий в управлении автомобиль — идеальное начало для компании, которой, казалось бы, заранее гарантировано светлое будущее.

Увы, светлое будущее так и не наступило. Однако, окончательно хоронить бренд рано: недавно в игру вступило кузовное ателье Zagato, уже имеющее многолетний опыт сотрудничества с Aston Martin. Проект, знаменующий возрождение бренда Iso Rivolta, называется Zagato ISO Rivolta GTZ. Он будет выпущен ограниченным тиражом всего 19 экземпляров — девять из них были сразу же проданы на стадии наброска. В этом плане ничего удивительного: богатые коллекционеры автомобилей — душа проекта.

Объективно говоря, интерьер не впечатляет


Новый суперкар — это прежде всего оммаж культовой Iso Rivolta A3 1963 года. Официально он вдохновлен A3 Berlinetta Stradale, специально созданной для французского певца и актера Джонни Холлидея. Любопытно, но, как и в 1963 году в новейшем и волнующем своими обводами итальянском кузове из углеродного волокна, бьется мощное американское «сердце». Правда теперь это V8 от Corvette Z06 объемом 6,8 литра с наддувом. Мощность — 660 сил, крутящий момент 881 ньютонов, 315 км/ч, разгон до первой сотни — 3,7 с. Как говорил еще сам маэстро Риволта: «Мы выбрали двигатели V8 от General Motors для всех наших автомобилей GT, потому что они не ломаются, когда вы закрываете капот».

Реальное возрождение марки идет ноздря в ноздрю с виртуальным. Ателье Zagato, взявшееся за разработку дорожного суперкара Zagato ISO Rivolta GTZ, «нарисовало» в 2017 году специально для Sony Play Station гоночный Iso Rivolta Vision Gran Turismo. Технические данные следующие: V8, 6,2 литра и мощностью 997 сил от Callaway Corvette, задний привод, девятиступенчатая секвентальная коробка передач, 2,7 до ста, максимальная скорость 365 км/ч

 

De Tomaso
Возрождение итало-аргентино-американского суперкара на китайские деньги
ФОТО DЕ TOMASO

Суперкар P72 от De Tomaso будет вооружен по полной программе. Расположенный посередине пятилитровый фордовский V8 с наддувом модифицирован американской тюнинговой фирмой Roush и готов к выдаче не менее 710 сил и 825 Нм. De Tomaso P70 1965 года, в котором создатели P72 черпали вдохновение, также был оснащен пятилитровым двигателем V8 от Форда, правда тогда его характеристики улучшал знаменитый инженер Кэрролл Шелби. Задний привод, шестиступенчатая «механика», рывок до ста меньше чем за три секунды, максимальная скорость 355 км/ч.

Некоторые полагают, что P72 создаст новый сегмент на рынке. Сегмент для тех, кто обожает современный комфорт, безумные скорости и безопасность, но ненавидит современный дизайн

В De Tomaso утверждают, что специалисты Roush сохранили в моторе «характер безнаддувного двигателя» — саундтрек, по сравнению с оригинальным американцем, обещают качественно иной. Кроме того, P72 разработан в соответствии с правилами FIA LMP (Le Mans Prototype), которые теоретически позволяют ему стартовать в Ле-Мане.

Карбоновый «скелет» Р72 


Очередной попыткой своего возрождения De Tomaso обязан компании Ideal Venture из Гонконга и команде, ответственной за суперкар Apollo Intense Emozione 2017 года, что позволяет предположить, что De Tomaso P72 в надежных руках. Тем более что у карбонового монокока P72 много общего с карбоновым шасси Intense Emozione, да и дизайнер у них общий. Это Джовин Вонг, основатель лондонской студии WYN Design. Что касается интерьера Р72, то он наверняка лишил сна Горацио Пагани, роскошь и ручная работа в новом De Tomaso возведены в абсолют.

Горацио Пагани есть от чего потерять покой и сон!


Некоторые эксперты полагают, что словно «машина времени», P72 создаст новый сегмент на сегодняшнем рынке. Сегмент для тех, кто обожает современный комфорт, безумные скорости и безопасность, но ненавидит современный дизайн. Этот автомобиль для покупателя, который хочет перенестись в 1960-е, зная при этом, что он из будущего.

Многие считают, что жизненный путь Алехандро де Томазо до сих пор не представлен должным образом и что его имя заслуживает того, чтобы находиться рядом с Энцо Феррари и Ферруччо Ламборгини. Действительно, его жизнь полна невероятных достижений, курьезов, взлетов и падений. Впервые приехав из Буэнос-Айреса в Италию, де Томазо никого не знал, и чтобы произвести впечатление, поселился в самом престижном отеле Модены. Через месяц он не смог оплатить чек, и с позором был выставлен на улицу. Что, вероятно, было большим ударом по самолюбию. Едва заработав первые большие деньги, он сразу же выкупил злополучный отель и стал его владельцем. «Только подумайте! Ведь это невероятно!» — вспоминал его коллега Марчелло Гандини. Однажды Алехандро встретил в Болонье американку Элизабет «Изабель» Хаскелл, которая оказалась внучкой Уильяма Крапо Дюранта, основателя General Motors и Chevrolet. Также как и де Томазо, Изабель обожала автогонки. Пара поженились в 1957 году. А еще немного спустя супруги учредили компанию De Tomaso Automobili, дело которой, как видим, намного пережило самих создателей


Базовая цена на P72 определена в «районе» $1М долларов США. На рынок США и основной расчет, поскольку сегодня автомобильная роскошь в США начинается и заканчивается, как известно, в Cadillac. Что еще более важно, в США никогда не было настоящего автомобиля класса Gran Turismo, который сочетал бы в себе впечатляющие характеристики с роскошным оснащением салона. В этом отношении P72, возможно, станет прорывом. Под него даже программу, точнее миссию, придумали: называется AAR — «американский автомобильный ренессанс». Тем более, что история De Tomaso неразрывно связана с такими выдающимися американцами, как Ли Якокка, Кэрролл Шелби, Питер Брок, Том Тьярда.


Забавно, но косвенно Америка обязана Алехандро де Томазо и созданием легендарного Ford GT40 — четырехратного чемпиона Ле-Мана. Рассказывают, что Кэрролл Шелби был страстно увлечен работой над De Tomaso Р70, но все более раздражался «летаргическими» темпами производства. В один прекрасный момент, Шелби не выдержал, хлопнул дверью и переключился на Ford.


Производство P72 будет полностью перенесено в США, где компания Ideal Venture намерена собрать 72 экземпляра De Tomaso XXI века. Передачу машин клиентам обещают не ранее 2022 года.

В интерьере De Tomaso P72 Blu доминирует белый цвет


16 февраля 2020 года в Майами дебютировал De Tomaso P72 Blu, в классическом голубом цвете, вдохновленном аргентинскими корнями De Tomaso. И он чертовски красив! Что и говорить, пройти сквозь все дьявольские искушения конфигуратора P72 будущим владельцам будет непросто! 

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru