Текст Игоря Шеина, фото courtesy Palácio Belmonte, а так же Jacob Termansen, Joe Condron, Ariel Huber, Camille Ginestel
С момента создания в 1449 году, паласио служил надежной резиденцией маркизам и графам на протяжении более 500 лет и считается самым старым в Лиссабоне, едва ли не во всей Португалии. Часть его была построена на древних крепостных стенах, объединив три башни. В 1640 году семья Бельмонте расширила здание, добавив величественную восточную террасу и пять фасадов в классическом стиле, придав сооружению вид, дошедший до наших дней. В 1720 и 1730 годах хозяева заказали коллекцию плитки-азулежу, всего 59 панелей. Капитально обогатившись на торговле специями и другими товарами, поступавшими из заморских колоний, Бельмонте потратили на азулежу сумму эквивалентную примерно шести миллионам евро в нынешних деньгах. Темы рисунков варьируются от библейских сцен, эпохи великих географических открытий до «Одиссеи» Гомера. Пол в общих помещениях выложен сибирской лиственницей. Считается, что граф Бельмонте выменял ее на лучшее вино из своих подвалов.
В 1994 году француз, гасконец, некто Фредерик Кустоль купил полуразрушенный паласио. Спустя полгода, он приехал взглянуть на покупку и понял, что понятия не имеет, что со всем этим хозяйством делать. Городские власти посоветовали превратить Palácio Belmonte в отель. С этого момента и начинается самое интересное.
Кустоль сколотил свои первые миллионы на слияниях и поглощениях не достигнув 30 лет. Доходы быстро увеличивались. И никто не знает, к чему бы это привело, но к 40 годам, он взглянул на мир иначе, обратился к изучению архитектуры, превратился в страстного путешественника и собирателя искусств. Через пару лет после покупки паласио, Фредерик женился на португальской художнице Марии Мендонса, которая, полностью разделяя взгляды мужа, увлеченно присоединилась к реконструкции лиссабонской собственности.
В общей сложности супруги инвестировали 26 миллионов евро в проект, растянувшийся на шесть долгих лет. Чем больше Фредерик и Мария погружались в работу, тем яснее становилось, что еще одному стандартному лакшери-отелю здесь не бывать. В процессе обнаруживались новые, отсутствовашие на плане помещения, нашелся даже тайник с великосветской перепиской. В какой-то момент, было решено воссоздать здание по древним канонам функционирования, без лифтов, кондиционеров и новых стеклопакетов.
Городское начальство было не в восторге от этой идеи, поскольку она значительно усложняла дело, но препятствовать не стало. Ни одна строительная компания не соглашалась браться за работу. В результате супруги создали свою компанию, наняли и обучили 65 рабочих, превратив их в первоклассных мастеров, способных работать в соответствии с принципами Венецианской хартии по сохранению и восстановлению памятников, разработанных в 1964 году.
Первые пару лет были посвящены археологическим исследованиям, пониманию того, как здание будет заполнять естественный свет, циркулировать воздух, сохраняться тепло, отторгаться холод, шум ветра, как быстро и без последствий будет высыхать влага во время дождей. Долго искали рецепт известкового раствора, который в старые добрые времена использовали вместо цемента. Прибрежная Португалия очень влажная, с перепадами температур — цемент в этих условиях совершенно не годится. На заново обретенный раствор закрепили фрагменты древней черепицы на крыше, предварительно тщательно перебрав. Восстановили старые деревянные полы, плитку изготовили из красной глины в Сетубале по древней технологии, перед обжигом наполовину высушив на солнце. Все 59 панелей, содержащих более 3800 плиток-азулежу были сняты, разобраны, отреставрированы и собраны вновь.
Вместо лифтов в паласио предпочитают лестницы, сэкономив гостям время на кардиотренажерах. Естественная вентиляция заменила кондиционер и прекрасно работает круглый год. Восстановили сад, наполнив территорию местными цветами, деревьями и кустарниками. После шести лет трудов Palácio Belmonte вновь вернулся к жизни. Как это часто бывает, денег на реанимацию потребовалось значительно больше, чем ожидалось. На последнем этапе паласио спасали всем миром — помогал город, власти страны и даже Европейский союз.
Что в имени твоем? Сайт Palácio Belmonte свидетельствует, что все номера названы именами исторических или вымышленных персонажей. Попытка отыскать в этом некую логику обречена на провал, просто красиво. Но, иногда наводит на мысли...
Фредерик Кустоль: «Когда вы много путешествуете и смешиваетесь с людьми, другими культурами и традициями, вы придерживаетесь другого мнения обо всем, в том числе и о своем личном мнении»
Что же в итоге получилось? По большому счету, Palácio Belmonte конечно же не отель, несмотря на то, что увешан призами в категориях best luxury hotel in the world, на зависть многим грандам. Здесь нет ресепшн, суеты туристов, категорически отсутствуют телевизоры (Фредерик испытывает к ним лютую ненависть), не кладут шоколадку на подушку на ночь, — только красота, слегка покрытая патиной времени. Вероятно, это такой идеальный гостевой дом, где вы перестаете чувствовать себя в гостях. Федерик Кустоль полагает, что существует три типа людей: тех, кто видит, тех, кто не видит, и тех, кто хочет, чтобы их видели. Если вы принадлежите к первой группе, вам понравится Palácio Belmonte, ко второй — паласио может открыть вам глаза, но если к третьей — вам будет гораздо удобнее в Ritz.