Поиск по сайту

Парк на краю земли

Текст Игоря Шеина

В новозеландском парке Gibbs Farm, площадью четыре квадратных километра, расположенном в гавани Кайпара, находится одна из самых больших коллекций крупномасштабных скульптур в мире, созданная бизнесменом и собирателем современного искусства Аланом Гиббсом.

 

До покупки земли для фермы в 1991 году, Гиббс уже посвятил порядка трех десятилетий своей жизни собиранию произведений искусства, предпочитая в основном абстрактный минимализм, хорошо знал многих художников лично. Поэтому большую часть работ для парка он не приобретал заранее, а заказывал под конкретное место, с учетом особенностей ландшафта, розы ветров и естественного освещения. 

Примечательно, что редкие посетители волей-неволей тоже оказываются «частью композиции», поскольку количество желающих посмотреть парк строго дозируется. Ферма закрыта для посещения по выходным, общественным или школьным праздникам, в дождливые зимние месяцы. Впрочем, если внезапно пойдет дождь, выгонять никого не будут. 

Территорию можно спокойно обойти примерно за четыре часа. Неженки, расчитывающие на гольф-кар или что-то подобное, должны расстаться со своими иллюзиями. Что не мешает посещать парк пожилым и инвалидам-колясочникам — им всегда пойдут навстречу. Дроны запрещены категорически, но классическая фотография «с руки» не возбраняется. Отсюда большое количество безымянных фотографий в интернете, которыми The New Bohemian и рискнул воспользоваться. 

Итак, посещение бесплатное, по предварительной записи. «Ни один здравомыслящий человек не будет делать тоже, что и мы» — говорит Гиббс. Побольше бы таких «безумцев», скажем мы.


 

Нил Доусон. Горизонты. 
Это одна из первых скульптур, созданных для фермы Гиббса. Расположена на высоком холме и хорошо видна даже за пределами парка. Несмотря на огромные размеры, производит ощущение невесомой, словно принесенной ветром и замершей в ожидании, пока очередной порыв не унесет ее вновь

 

Джерри Джуда. Лестница Иакова
«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба». Это произведение достигает 34 метров в высоту и восемь в ширину, спиралью возносится к небу. Полностью изготовлено из квадратных в сечении стальных профилей общим весом 46 тонн, состоит из 480 шпал, уложенных друг на друга

 

Аниш Капур. Расчленение. Положение 1
Создано из гигантской ПВХ-мембраны (по мнению автора, напоминающей кожу), растянутой между двумя гигантскими стальными эллипсами. Капуру пришлось разрабатывать форму, способную выдержать постоянную схватку с непростыми погодными условиями. Однако, это же и добавило еще одно качество, недостижимое в закрытых помещениях (подобное произведение выставлялось в Tate Modern в Лондоне), в парке скульптура дышит: расширяется и сжимается с каждым порывом ветра

 

Бернар Вене. 88,5° ARCx8
Восемь изогнутых балок из кортеновской (с налетом, напоминающим ржавчину) стали, бросают вызов необъятным горизонтальными плоскостями суши и океана. Станут ли они расплавленно-красными в заходящем солнце, черными словно смоль в контражуре — полностью зависит от матушки природы и того, под каким углом вы на это изваяние посмотрите

 

Леон ван ден Эйкель. Конфронтация красного облака в ландшафте
Исполинские бетонные формы, некоторые в черной окантовке, покрыты в градации трех основных цветов: красного, желтого и синего. Художник называет их привнесенными в «тихоокеанский колорит», символизирующими диалог между европейским модернизмом и природой южного полушария

 

Ричард Серра. Te Tuhirangi Contour
252 метра извивающейся стены высотой шесть метров, состыкованной из 56 стальных пластин толщиной пять сантиметров... Это монументальное и высокотехнологичное произведение может расширяться и сжиматься с изменением температуры без малейших деформаций! Без надежных и крепких отношений между художником и заказчиком, такая работа физически не смогла бы появиться на свет. Серра вспоминает о встрече с Гиббсом: «Первое, что он сказал мне: "Я только что был в Storm King Art Center (еще один парк скульптур под открытым небом), видел Schunnemunk Fork (работа Серра 1990-1991 гг), так вот, мне нужна гораздо более значительная вещь, чем та. Я не хочу, чтобы в моем парке была какая-то маленькая безделушка"». Ричард был в восторге! Но чрезмерные амбиции чуть не загубили дело. Если работать в стали, высота ограничивалась пятью метрами. Что было издевательством, не хватало драмы. Требовалось шесть метров и ни сантиметра меньше. Но в мире не существовало сталелитейного завода, который мог бы выпускать такие пластины. Гиббс предложил сделать работу в бетоне, но на сей раз запротестовал Серра. Позже нашелся завод в Германии, который смог освоить пластины в шесть метров. Затем едва не произошла катастрофа. Каждая плита весила 11 тонн, а корабль мог выдержать только десять. Капитан корабля проигнорировал инструкции и уложил 22 пластины, в результате практически угробил судно. Уже на месте, каждый лист стали должен был быть индивидуально подогнан, большинство пластин нуждались в доработке. В общей сложности, монтаж этой скульптуры занял целый год

 

Жан Ванг. Плавучий остров бессмертных
Полая скульптура из зеркальной нержавеющей стали создает образ эфемерного плавучего острова. Художник часто создает увеличенные копии миниатюрных камней, не исключено, что так он поступил и на этот раз

 

Марийке де Гойе. Русалка
Примечательно, что для автора это первая работа такого масштаба. Создавалась прямо на месте под непосредственным руководством Гиббса и его команды

 

Сол Левитт. Пирамида
Бетонные пирамиды Левитта, впервые появившиеся в 1985 году, — это одновременно скульптура, памятник и архитектура. Признанный мастер минимализма и концептуализма, Левитт был заинтригован различными модульными перестановками, возможными благодаря повторному использованию простой формы куба
Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru