Поиск по сайту

Пещера XXI века или Обратно, в колыбель человечества

Текст Игоря Шеина, Фото Ensamble Studio

Есть такая «колыбель человечества»Cradle of Humankind — территория в полсотни тысяч гектаров к северо-западу от Йоханнесбурга, ЮАР. Нынче это объект ЮНЕСКО, названный «колыбелью» после того, как в одной из пещер, коими изобилует территория, обнаружили останки австралопитека. А относительно недавно откопали кости homo naledi — как бы его подвида. Выглядел naledi, судя по восстановлениям, практически, как и австралопитек, с той лишь разницей, что он оказался чуть постарше. Ученые относят homo naledi к самым первым представителям рода homo с возрастом около трех миллионов лет.

Примерно так я писал, находясь в непосредственной близи от той самой пещеры. Внутри, правда, не был. Да и проползти на глубину 12 метров — туда, где были обнаружены кости, стандартному взрослому не представляется возможным — homo naledi обнаружили спелеологи, заранее отобранные по принципу наименьшей корпулентности. Отсюда еще загадки: как homo naledi там оказались? Откуда знали, что за узкими проходами есть свободное пространство? Обилие же золы внутри говорит нам о том, что, судя по всему, огонь naledi уже умели добывать и поддерживать.

В пещеру, о которой речь пойдет ниже, проникнуть проще простого. В отличие от пристанища homo naledi, в ее глубины, площадью порядка тысячи квадратных метров, ведет просторный и обустроенный вход. Пещера называется Ca'n Terra, что на каталонском означает «Дом Земли». В дом, в буквальном смысле этого слова, она превратилась стараниями прогрессивного архитектурного бюро Ensamble Studio.

Вход в «Дом Земли»


Кан Терра находится на острове Менорка — одном из Islas Baleares, достаточно скромном, обреченном вечно находиться в тени раскрученных Ибицы и Майорки. Впрочем, последнее обстоятельство как раз и привлекает на Менорку туристов, ищущих не только дикие пляжи с кристально чистой водой, но и возможность уединения. С такой, примерно, целью оказалась на острове Антон Гарсиа-Абриль и Дебора Меса, они же основатели и руководители студии Ensamble.

Гостиная. Неплохо, согласитесь!


Здесь уместно отступление, с целью немного познакомить вас с этой парой. Живут они попеременно в Бостоне и Мадриде. Антон — профессор архитектуры при Массачусетском технологическом институте, Дебора — заведующая кафедрой архитектуры в Технологическом институте Джорджии. В творческом плане их объединяют не только схожие взгляды на профессию, но и некий «технологический авангардизм» — поиски новых смыслов на стыке арта и технологий. Послужной список студии Ensamble, основанной в миллениум, на стыке тысячелетий, состоит из множества весьма незаурядных проектов. Например, в 2016 году, по случаю открытия Tippet Rise Art Center на окраине Йеллоустонского парка в штате Монтана, студия создала три исполинских сооружения. Одно из них, называемое Domo, длиной 30 метров и высотой пять, было задумано как перевернутый горный хребет. Другие — Beartooth Portal и Inverted Portal — состоят из двух, также как и Domo, отлитых прямо в земле грубых железобетонных форм, наклоненных друг к другу и соприкасающихся своими вершинами.

Проекты студии Ensamble для Tippet Rise Art Center. Слева направо: Beartooth Portal, Domo и Inverted Portal. Фото Iwan Baan


Иными словами, нет ничего удивительного в том, что когда архитекторы-радикалы обнаружили на Манорке заброшенный каменный карьер, то сразу же положили на него глаз, а потом и приобрели в собственность.

Карьеру без малого сто лет. В нем добывали песчаник для строительства домов, во время гражданской войны хранили боеприпасы, а затем забросили. «Вначале мы обнаружили темную дыру в скале и пробравшись внутрь даже не могли дышать», — вспоминает Гарсиа-Абриль, который считает, что карьер был прорублен в пещере, насчитывающий не одну сотню, а может и тысячу лет.

Партнеры сразу же решили создать на территории своей новой собственности нечто особенное. Перед тем, как начать проектирование, они изучили каждый сантиметр пещеры с помощью лазерного сканирования. Позднее появился детальный план помещения и главное — стал ясен объем строительных работ. А он оказался поистине эпическим: три года внутри «хозяйничали» бульдозеры, десятками тонн вывозились щебень, мусор, сносились ненужные перегородки. Затем специальным раствором под давлением провели чистку всех поверхностей от плесени и грязи, чтобы показать естественную текстуру и цвет камня, указывающих, в том числе, и на возраст породы. Пол во всех помещениях залили бетоном, а в «потолке» прорезали три мансардных окна, чтобы днем внутри царил мягкий естественный свет. Во время работы над одной из таких мансард кусок скалистого грунта рухнул в пещеру вместе с деревом. Теперь дерево стало неотъемлемой частью интерьера, превратилось в «комнатное растение».

«Комнатное растение» в пещере

Кан Терра спроектирована как автономное убежище — она оборудована солнечными батареями, системой накопления и очистки воды, септиком. Есть полностью оборудованная кухня, гостиная, спальня, часть пространств поделена армированной пластиковой пленкой — авангардный подход хозяев чувствуется в каждой детали. Антон и Дебора любят в своей пещере отдыхать, привозят студентов на экскурсии.

Недавно Кан Терра была выбрана для участия в The World Around Summit 2021 вместе с 19 другими новаторскими архитектурными и дизайнерскими проектами прошлого года. По мнению организаторов, пещера Ensamble Studio «представляет возможность переосмыслить жилище, используя только естественный свет и обработку камня». Специальный, по поводу саммита, выпуск журнала Domus, с архитектором Тадао Андо в качестве приглашенного редактора, был целиком посвящен «свету» в качестве главной темы. Великий японец, лауреат Притцкеровской премии, в своей редакционной статье говорил о том, как сильно естественный свет влиял на архитектуру всех эпох и народов, от северной Европы до «интимных теней японских домов» и посетовал на то, что человечество с развитием технологий теряет потребность в естественном освещении, окружая себя источниками света искусственного.

С этой точки зрения, проект Ca'n Terra далек от завершения. Возможно, это только начало. Крошечная попытка посмотреть со стороны на то, что человек приобрел и что потерял с тех пор, как навсегда покинул одну из пещер где-то там, в Cradle of Humankind.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru