Поиск по сайту

Пил ли Наполеон одеколон, или все о происхождении настоящего Eau de Cologne

Текст Дмитрия Погоржельского, фото предоставлены Farina-Haus

Сколько раз за минувшие десятилетия приезжал я этому собору? Не знаю, наверное, сотни. И всякий раз он поражает меня — не своим величием, строгим, даже мрачным великолепием — нет, Кельнский собор существует отдельно от всего, что его окружает, он улетает в горние выси и не замечает никого, кто копошится внизу у его стен или входит под его сумрачные своды. Но сейчас не об этом.

В двух шагах от собора есть одно место, куда я непременно стараюсь заглянуть, оказавшись в КельнеFarina-Haus, дом Фарина. Именно в этом доме триста с лишним лет тому назад и появился Eau de Cologne, что в переводе с французского значит всего навсего «вода из Кельна», иными словами, до боли знакомый нам «одеколон». Так назвал свое изобретение перебравшийся сюда из итальянского Пьемонта Джованни Фарина. Немцы именовали его, естественно, Иоганном

Джованни Фарина (1685-1766). Именно он придумал одеколон. Неудивительно, что произошло это в эпоху рококо — известной как art of luxurious living
Farina-Haus в Кельне. Обязателен к посещению


Дядя нашего Джованни-Иоганна, пьемонтский аптекарь Джованни Паоло Феминис еще раньше создал Аqua Мirabilis«удивительную воду». Она, убеждал он, избавляет от многих болезней — простуды, коликов, мужского бессилия, женского бесплодия. Но конкуренция на родине была велика, и дядя перебрался в Кельн, прихватив племянника. Здесь они основали, как мы бы сказали сегодня, свою фирму и бились над улучшением чудодейственной воды. Родственники заменили картофельный спирт, а он был в основе пахучей жидкости, на виноградный, добавили экстракты лимона, апельсина, жасмина, бергамота, других душистых трав… Горечь оставалась, но гораздо меньшая, к тому же аптекари рекомендовали принимать их снадобье, накапав на кусочек сахара

Снадобье было очень дорогим и не по карману простолюдинам. Зато пришлось по вкусу знатным и богатым. Не было отбоя от заказов и из королевских дворцов и резиденций европейских столиц, дело процветало. 

Полюбил одеколон и Наполеон. Он принимал ванны с ароматным зельем, спрыскивал и пропитывал им свои одежды. И уверял, что полезен он не только для наружного применения — попивал одеколон, разбавляя его вином. Не знаю можно ли верить, но историки утверждают, что император ежедневно расходовал до 20 флаконов Eau de Cologne.

Оригинальный флакон одеколона


Моцарт, принцесса Диана, наши цари Александр I и Александр II, Марк Твен, Марлен Дитрих… Всех почитателей этого аромата перечислить не берусь. А Патрик Зюскинд, друживший с владелицей Дома, прямой наследницей Фарина, провел здесь не один день, вникая в тонкости ароматного дела, создавая своего «Парфюмера».  

Поэтому прошу заметить — то, что впаривают туристам под видом «настоящего одеколона», а именно жидкость под маркой «Кельнская вода 4711» с зеленоватой этикеткой, не имеет отношения к тому, что изобрел Иоганн Фарина. Его наследники уже сколько десятилетий судятся с владельцами этого бренда, но пока без особого успеха. 

Так что, если хотите носить аромат настоящего одеколона, покупайте только флаконы с красным тюльпаном — в XVII веке тюльпан почитался как драгоценность, а потому неудивительно, что Фарина выбрал его символом. И не будем считать этот текст рекламой — быть в курсе гораздо важнее.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru