Поиск по сайту

T.50: последний аналоговый суперкар в истории

Текст Игоря Шеина, фото Gordon Murray Design

Компания Gordon Murray Automotive (GMA) показала свой долгожданный суперкар Т.50, который, возможно, произведет на рынке не меньший эффект чем в свое время McLaren F1. Напомним, что с момента появления в 1993 году F1 сразу же превратился в легенду: он разгонялся до 386 км/ч и долгое время оставался самым быстрым среди серийных автомобилей.

Гордон Мюррей и Т.50


Но легенда легендой, а Гордон Мюррей, глава GMA и создатель McLaren F1, с самого начала, словно любящий отец, был весьма требователен к своему детищу. «Фары похожи на светлячков в банке, кондиционер безнадежен, тормоза скрипят, сцепление нужно регулировать через каждые 5000 миль, топливный бак менять раз в пять лет, даже раскидать дорожную мелочь по отсекам было головной болью», — выхватываем мы из контекста цитату Гордона, обнаруженную в британском журнале Top Gear.

Кроме того, создатель, как многие полагают, первого суперкара в истории может оказаться и автором последнего. В смысле не электрического. По крайней мере сам Мюррей в этом почти убежден.


Родственные отношения

Многие годы Гордон Мюррей мечтал усовершенствовать McLaren F1. Но юридически, наследником McLaren F1 может быть только McLaren, а пути инженера-конструктора и компании из Уокинга несколько лет назад разошлись. Кроме того, формально наследник уже проходит обкатку: вовсю идут испытания модели Speedtail с аналогичной компоновкой салона.

Когда Мюррей узнал про Speedtail то готов был остановить проект Т.50. Но увидев концепт «быстрохвоста» понял, что в Уокинге пошли другим путем и продолжил работу. Ну и чтобы два раза не вставать: почему Т.50? Потому что это 50-й по счету гоночный и дорожный автомобиль, созданный Гордоном Мюрреем за свою полувековую карьеру. Удивительно совпали два полтинника правда?

Сдвоенный вентилятор на корме не позволит спутать Т.50 ни с одним другим суперкаром на планете
Мюррей имел возможность совершенствовать кузов машины в аэродинамической трубе для болидов Формулы 1. Сам кокпит целиком сварен из карбона, все навесные панели тоже карбоновые, стекла на 28 процентов тоньше обычных — все ради борьбы с лишним весом
В профиль Т.50 очень похож на своего старшего «двоюродного» брата McLaren F1. Длина новичка 4352 мм, ширина 1850, высота 1164 мм, колесная база 2700 мм. Дорожный просвет спереди 120, сзади 140 мм соответственно. Не сообщается про возможность увеличения просвета на случай преодоления дорожных ограничителей скорости или пандусов. Шины Michelin сравнительно узкие по меркам нынешних суперкаров: 235 спереди и 295 сзади. Обуты на кованые алюминиевые диски, которые крепятся центральной гайкой. Тормоза углеродокерамические


Когда Берни Экклстоун возглавил формульную команду Brabham, он назначил мало кому известного южноафриканца Мюррея главным конструктором. После чего наступила золотая эпоха Brabham — шампанское на комбинезонах гонщиков не успевало просыхать. Мюррей обрел славу гениального инженера, примерно, как Эдриан Ньюи во времена доминирования Red Bull.

Потом последовала работа в гоночной команде McLaren, увенчанная параллельной идеей создания дорожного автомобиля с невиданными характеристиками. Так появился McLaren F1. Забавно, но пару десятков лет спустя и Эдриан Ньюи задумал тоже самое. Результат известен как Aston Martin Valcyrie.


Легкая атлетика

Скромных по нынешним временам размеров, совершенно неагрессивный, без всех этих «крыльев и юбок», T.50 вполне дружелюбен внешне. Но можно не сомневаться, что под приветливой улыбкой скрывается бешенная энергия McLaren F1, так потрясшая современников в 1993 году. Вот только теперь Мюррей обещает гораздо больше.

Прежде всего, T.50 невероятно легок. В гонках на учете стоит каждый грамм. Конструкторы, привыкшие на треке бороться за тысячные доли секунды, прекрасно это знают, перенося тот же принцип и на дорожные автомобили, хотя на обычных дорогах даже плюс-минус несколько кило принципиального значения не имеют. Конструкторам автомобильного эксклюзива просто не интересно иначе.

T.50 весит всего 986 кг, на 150 килограмм легче чем McLaren F1 и почти на центнер легче чем Aston Martin Valcyrie! Как тебе такое, Эдриан Ньюи?

На сайте компании нет технических данных по части разгона и скорости. Во-первых, они еще доподлинно неизвестны, а во-вторых, мир явно устал от этих разгонов «меньше двух секунд». Ну разогнались. А как поедем?

Пол в кокпите абсолютно ровный, центральная консоль парит в воздухе. Тонкие карбоновые кресла-ковши обещают комфорт исключительно владельцу, поскольку подгоняются индивидуально по фигуре. На руле срабатывает электроусилитель только в режиме парковки. Вместо зеркал заднего вида — два монитора по бокам


Вместе с инженерами Cosworth был создан атмосферный V12 мощностью 663 силы и объемом четыре литра — самый легкий дорожный V12 за всю историю: всего 178 кг. Не сильно впечатляет мощность? А больше просто ни к чему: энерговооруженности T.50 достаточно чтобы порвать любого монстра будь он хоть с тысячей лошадей. Удельная масса 150,77 кг на 100 сил. Только представьте! Ближайшие конкуренты смогут предложить в лучшем случае 210 на 100. Мотор крутится до невероятных 12 100 об/мин. 467 ньютонов момента, причем 71 процент из них доступен уже при 2500 оборотов, а чтобы с холостых достигнуть отсечки в 12 100 требуется всего — внимание — 0,3 секунды. Фантастика!

Титановые педали — самые легкие из когда-либо установленных на дорожных автомобилях, на 300 граммов легче, чем у McLaren F1


Когда Мюррей говорит, что его не сильно беспокоят цифры разгона, он уверен, что с разгоном все будет окей. И похоже не лукавит. Иначе не поставил бы на T.50 механическую коробку передач Xtrac о шести ступенях, передающую всю силу мотора на заднюю ось и которая, разумеется, сам разгон замедлит. Просто в силу ручных переключений с соответствующим выжиманием педали сцепления. При этом ESP и контроль тяги можно полностью отключить. Т.50 задуман как исключительно драйверский автомобиль, предназначенный для истинных знатоков и ценителей. Сам мотор, кстати, полностью выставлен под «смотровой галереей», открывающейся крылом чайки. Никаких карбоновых крышек. Любуйтесь!

В чем прижимная сила, брат?

Сдвоенный вентилятор диаметром 40 см в задней части, при некоторой доле воображения, придает машине сходство с кормой судна на воздушной подушке. Правда на судне «вентилятор» создает под днищем зону избыточного давления воздуха, поднимающую его над поверхностью, а в Т.50 с точностью до наоборот, давления низкого, убирая между днищем и поверхностью дороги «лишний» воздух и увеличивая прижимную силу.

Тот самый вентилятор. Когда-то он помогал побеждать формульному Brabham BT46B. Приведет ли он к успеху Т.50 — покажет время


Мюррей впервые поставил вентилятор на гоночный болид Формулы-1 Brabham BT46B 1978 года, прозванный за это конструктивное решение Fan Car. Были же в Формуле когда-то времена, когда конструкторы ни в чем себя не ограничивали! Вентилятор Т.50 на самом деле способен творить чудеса. Он может раскручиваться до 7000 оборотов увеличивая прижимную силу на 50 процентов, а в режиме торможения и на все сто!

Именно благодаря вентилятору, все аэродинамические элементы убраны с глаз долой под автомобиль, позволив дизайн кузова выполнить вполне в духе старой школы. Пожалуй, единственное, что пришлось оставить — это мощный воздухозаборник на крыше ведущий прямо к двигателю. Так что они и в самом деле очень похожи: McLaren F1 и Т.50.

 


Вероятно, Гордон Мюррей все предусмотрел в плане фильтров и защиты воздуховодов на днище автомобиля от песка и пыли. Ведь одно дело, когда Brabham BT46B носился с вентилятором по прорезиненным гоночным трассам, совсем другое обычные дороги. Но что ясно как к гадалке не ходи, граунд-эффект, он же прижимная сила, исчезнет если вы поедете в повороте медленно как бабушка, по выражению Макса Ферстаппена, вас вынесет в дерево. Просто по законам физики. А значит, если вы хотите купить себе Т.50 и получать удовольствие, надо уметь очень и очень хорошо ездить.

Пока из 100 намеченных к производству суперкаров продано чуть более половины. Весь следующий год Т.50 будут подвергать нещадным испытаниям. Собирать машину начнут с января 2022 года на производственной площадке Gordon Murray Automotive в Великобритании. Базовая стоимость 2,36 миллионов фунтов tax free. Официальный конфигуратор будет готов не раньше, чем через год (основываясь на примере Valcyrie), поэтому можно смело предположить, что полностью готовый и заточенный под владельца Т.50 обойдется ему еще на несколько сотен тысяч дороже.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru