Поиск по сайту

House. Stahl House. История создания дома всех времен

Текст Игоря Шеина

Лос-Анджелес, май 1954 года. Супруги Шталь приобретают за серьезные по тем временам тринадцать с половиной тысяч долларов небольшой участок по адресу 1635 Woods Drive. Говорят, инициатором покупки выступил глава семьи C.H. Шталь, все его звали Бак. Бывший профессиональный футболист, после завершения спортивной карьеры он работал графическим дизайнером и прерасно разбирался в искусстве. И судя по всему, оказался гениальным визионером, поскольку на приглянувшийся ему клочок земли с покосившимся бетонным забором никто не обращал внимания. В течение последующих двух лет Бак и Карлотта выезжали по выходным на участок, пытаясь там что-то обустроить собственными силами. Постепенно у Шталя сложился в голове образ будущего дома и он даже склеил макет. Однако, все известные ему архитекторы в один голос утверждали, что подобное «невозможно сделать» и что «старина Бак сошел с ума». 

Споры продолжались несколько месяцев, до тех пор, пока Шталь не встретился с молодым архитектором Пьером Кенигом. Молодость и амбиции обоих сделали свое дело: стороны договорились.  Спустя годы, Пьер описал процесс создания Stahl House не без юмора: «У Бака была страсть к шампанскому, но бюджет не позволял ничего кроме пива». Так или иначе, но в апреле 1959 года будущий дом включили в программу Case Study House под номером 22. Эта программа была придумана авторами журнала Arts & Architecture и ее целью было внедрение модернистских принципов в жилую архитектуру. Забегая вперед, благодаря программе Case Study House на свет появилось несколько знаковых архитектурных проектов, но ни один из них не стал столь знаменит как дом Шталя.

Строительство началось в мае 1959 и завершилось год спустя, 9 мая. И вот тут начинается самое интересное. Как ни странно, но вначале общественность восприняла постройку спокойно, во всяком случае, особого интереса она ни у кого не вызвала. Так проложалось до тех пор, пока в дом не пришел фотограф Джулиус Шульман и не сделал «тот самый кадр». Это была ночная съемка, две женщины сидели в гостиной с видом на огни Лос-Анджелеса. 

Буквально на следующее утро Шталь проснулся знаменитым. 

Сейчас совершенно ясно, в чем проявился гений Шульмана. Он подошел к архитектурной фотографии по-голливудски, снимая не объект, а мечту. Кадр облетел весь мир, а Stahl House превратился в объект паломничества, идеальную площадку для съемок моды, рекламы и ряда кинофильмов. 
 

Тот самый кадр Джулиуса Шульмана. Ниже — фотографии оригинaльных интерьеров дома в 60-е

 

 

С годами у фотографов не пропадает желание снимать бассейн и ночной вид на город ангелов

 

А это кадры из модных фотосессий в Stahl House

 

Дом Шталя описать довольно просто: L-образный в плане, огибающий бассейн с бирюзовой водой. Но на деле, все гораздо сложнее. Достаточно сказать, что три стены гостиной, той самой откуда открываются панорамные виды, были сделаны из листового стекла — Шталь считал, что ни один градус в обзоре не должен пропасть. В 1950-х стекло считалось мало подходящим материалом для наружных стен, даже опасным. Кроме того, Пьер Кенинг использовал самые большие на тот момент отрезы стекла, доступные для использования в жилых помещениях.  Дом быстро превращался из иконы модернизма в национальное достояние. В 1999 году он был объявлен историко-культурной достопримечательностью Лос-Анджелеса, затем включен в список 10 лучших домов города. А в 2013 году Stahl House занесли в Национальный реестр исторических мест Калифорнии. Сегодня это по-прежнему одно из самых посещаемых и почитаемых зданий в штате. Дом претерпел множество внутренних преобразований, так что вы не найдете здесь оригинальную мебель, но архитектура, вид на город остаются неизменными. 

После смерти Бака 2005 году и Пьера Кенига годом ранее, возобновились споры, насколько оригинальный макет Шталя повлиял на проект архитектора и конечный облик здания. Наиболее трезвые головы склоняются к тому, что это был во многом их совместный проект. Итак, Бак заплатил $13 500 за землю и еще $37 651 за постройку. Несколько лет назад вдова Шталя Карлотта отклонила предложение продать дом за $15 млн, мотивируя свое решение тем, что он не продается, а значит фактически бесценен. И это, пожалуй, самая большая награда скромному сооружению из стекла, бетона и стали, которую можно себе представить.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru