BMW и трибьют Memphis
Существуют вещи хоть и изготовленные промышленным способом, но которые можно считать великими произведениями искусства. Например, старые радиоприемники в стиле ар-деко. Соковыжималка для цитрусовых от Старка стоит у меня на книжной полке, а никак не на кухне. С некоторыми автомобилями похожая история. Взгляните на спорткары 60-х. На аукционах их продают за миллионы, дороже творений художников, хотя собирались они на заводах и не в единственном экземпляре.
А еще в современной художественной культуре есть проекты, в которых автомобиль играет особую роль. Один из таких — BMW Art Car. Машина обретает некую добавочную стоимость, новое качество, выходящее за пределы sheer driving pleasure. Гоночные трешки BMW может и не всегда рвали всех на треке, зато, благодаря французскому автогонщику Эрве Пулену, вошли в историю через другую дверь. Пулен попросил разрисовать BMW 3.0 CSL своего друга художника Александра Колдера. Превратить машину в арт-объект, как некогда Марсель Дюшан поступил с фаянсовым изделием. Дело было в 1975 году. До постмоденизма и группы Memphis еще оставалось какое-то время, но идея уже висела в воздухе, формировалась потихоньку — в семидесятые вообще много чего происходило.
Потом Энди Уорхол расписал BMW M1. Просто взял кисть и разукрасил кузов за полчаса. Затем Фрэнк Стелла технично исполосовал трешку черно-белой сеткой. В какой момент сформировался проект BMW Art Car я точно не знаю, но мой любимый объект из этой коллекции тот, что создал Рой Лихтештейн. Он выставлялся в центре Помпиду, участвовал в гонках. Кстати, за рулем ее был в том числе и Эрве Пулен.
Я видел все упомянутые машины живьем. Они стояли в музее компании плотно прижавшись друг к другу как на подземной парковке. И скажу я вам, любая из них заслуживает отдельного зала и мегаватт софитов в самом дорогом выставочном зале мира.
Теперь про Memphis. Я узнал об этой группе почти одновременно с моментом ее создания, сидя в библиотеке Строгановки и листая журнал Domus. Memphis потешались над функциональностью промышленного дизайна, восхищались китчем и т.д. Все это дело вылилось в постмодернизм, когда издевательство всего над всем стало главной фишкой: разрисовить антикварное кресло яркими красками — как вам? Было весело и очень круто. После знакомства с работами Memphis на страницах Domus я иначе ощущал себя в толпе с которой спускался в метро. Казалось, что обладаю неким тайным знанием.
И вот очередная попытка комбинации арта и промышленности, на сей раз от BMW и компании Garage Italia Customs. Адриан ван Хойдонк (арт-директор BMW) и Лапо Элканн постарались конечно же. Лапо — в прошлом герой светской хроники, создатель движения Made in Italy, обладатель миллиарда двубортных пиджаков космических цветов и не менее двух миллиардов нагрудных платков, внук великого Джанни Аньели, основателя FIAT — в представлениях не нуждается. На пару с Хойдонком они решили исполнить трибьют Memphis, пригласив в проект даже кого-то из старцев-основателей группы. Фотографии перед вами.