Поиск по сайту

Вклиниться в историю

Текст Дениса Орлова, фото Maserati — courtesy RM auctions

В феврале 2005 года я делал репортаж об автомобильном аукционе Christie's где выставлялся единственный в своем роде прототип Maserati Boomerang, построенный в 1971 году туринским кузовным ателье ItalDesign Giugiaro. Эстимейт начинался с 700 000 евро.

Автомобили такого типа итальянцы называют fuori-serie. Серийного продолжения у них обычно не бывает. Их назначение — показать возможности кузовного ателье поскольку контракты на создание серийных моделей для крупных компаний нередко включают в себя пункт о неразглашении. И только спустя годы выясняется, что половину «фольксвагенов» в 1970-е годы придумало ателье Джорджетто Джуджаро. И вот, лишаясь иного способа публично заявить о себе, ателье строят нечто из ряда вон, своего рода четырехколесное портфолио.

Маэстро Джуджаро, благо что признан самым выдающимся автомобильным дизайнером ХХ века, все свои проекты задумывал сам. Чего не скажешь про соперников — студии Bertone и Pinifarina. Да и сам Джуджаро почти десять лет пребывал в тени марки Bertone — Нуччо Бертоне мастерски эксплуатировал энтузиазм одиночек, влюбленных в свое дело. Но такие отношения неизбежно заканчиваются громким разрывом, и в 1968 году Джуджаро основал собственное ателье. Maserati Boomerang родился в 1971-м.

Название автомобиля бумерангом метило в соперников, первыми затеявших эту провокационную игру в сверхнизкие, клиновидные автомобили. В 1967 году штатный дизайнер ателье Pininfarina Паоло Мартин, после бессонных мучительных ночей, проведенных над проектом купе Rolls-Royce Camargue (его потом назовут самым уродливым Rolls-Royce за всю историю), буквально за минуту набросал эскиз Ferrari 512S Modulo — прототипа высотой всего 935 мм. Ветровое стекло Modulo было наклонено от вертикали на 77 градусов. Несмотря на остроконечность, в целом форма выглядела статично. Меньше всего на свете Modulo напоминал автомобиль — начальство даже опасалось вывозить его на выставки. Но в итоге именно Modulo летом 1970 года представлял достижения итальянской автомобильной промышленности на Всемирной выставке в Осаке.
 

Ferrari 512S Modulo высотой всего 935 мм


А в октябре того же года ателье Bertone показало на Туринском автосалоне еще более радикальный проект — «прототипо дзеро», Lancia Stratos 0. Этот автомобиль был еще ниже — 840 мм. Его лобовое стекло находилось под тем же углом в 77 градусов. У Джуджаро сложились непростые отношения с автором Stratos 0, Марчелло Гандини. Можно сказать, Гандини был повинен в его уходе из Bertone... или это хитрый сеньор Бертоне так подстроил — кто нынче знает? 
 

Корпус Lancia Stratos 0 еще ниже — 840 мм


Словом, Boomerang стал не просто демонстрацией возможностей ателье ItalDesign Giuguaro — он был ответом Джуджаро лично Гандини. По сложившейся традиции, дебют состоялся на Туринском автосалоне в 1971 году.  
В марте 1972 года на Женевском мотор-шоу прототип предстал уже в полной боевой готовности, оснащенный 4,7-литровым V8 мощностью 310 л.с. (от спорткупе Maserati Bora) и ситроеновской гидропневматической подвеской. Теоретически Boomerang был способен развить и все 300 км/ч, но от него этого не требовалось: один из журналистов, увидев прототип, воскликнул: «Да он и стоя на месте выглядит, будто несется со скоростью 100 миль в час!».
 

Boomerang. Разумеется, боковое зеркало заднего вида — инициатива владельца. Обзорность назад в оригинале не была предусмотрена вовсе

 

Автограф создателя на корме

 

Кстати, в Boomerang Джуджаро учел эргономические просчеты соперников — в салон модели ведут двери обычного типа, а не стеклянные колпаки. Boomerang — самый высокий из троицы, 1070 мм, но угол ветрового стекла оставлен на пределе возможного — те же 77 градусов. Наклони его сильнее, из-за преломления лучей вести автомобиль станет невозможно, увиденное будет сильно искажаться.

В целом, на рубеже 1970-х итальянский концептуальный дизайн сверх-футуристичен, но при этом его влияние на массовые изделия было чрезвычайно велико. Напротив, чем сильнее прототипы потакали серийным образцам, тем это влияние становилось слабее. Глядя на Maserati Boomerang сегодня, кажется, что автомобильный мир лишился воли, слепо повинуется потребительским капризам, какие и вкусом-то не назовешь. Современные дизайнеры забыли, что должны быть выдумщиками, немного волшебниками.

Как сложилась судьба Maserati Boomerang? На Барселонском автосалоне 1973 года его приобрел испанский импортер автомобилей General Motors, выложив, не глядя, $150 000 (изготовление такого рода прототипов в то время обходилось итальянским ателье примерно в $60 000). Жена импортера, устав от постоянных интрижек мужа, подала на развод и отсудила у него Boomerang. Потом его купил некий предприниматель из Бильбао. Следующим владельцем стал музыкант Вальдо де лос Риос, но уже в декабре 1974 года автомобиль выставили на продажу в одном из салонов Мадрида после чего он отправился в Валенсию, где 23 мая 1975 года получил регистрационные знаки V 3090 N. Следующим Boomerang приобретает владелец ночных клубов из Бенидорма. Он был счастлив: где бы не останавливался, автомобиль неизменно собирал толпу зевак. Сам шах Ирана, большой поклонник Maserati, засылал к нему эмиссаров с чеком на $300 000. Но вскоре шаху будет не до автомобилей. Да и у владельца ночных клубов начнутся проблемы — по иронии, вызванные иранским кризисом. 

Некий Бертольд Ольманн из Эссена, путешествуя по Коста Бланка, повстречал по дороге умопомрачительный автомобиль. В лучах заката он казался кораблем пришельцев. Ольманн видел его на какой-то выставке восемь лет назад, и тут такая встреча! Он погнался за НЛО изо всей прыти своей арендованной малолитражки. И нагнал, и уговорил хозяина уступить сокровище.

У нового владельца Boomerang осел на целых 23 года. Был приведен в порядок и даже поучаствовал в 1990 году на concours d’élégance Louis Vuitton в парижском парке Багатель. В жюри конкурса входил Джорджетто Джуджаро. Пользуясь случаем, Бертольд Ольманн попросил маэстро расписаться на задней панели кузова.

Замечу, что при всех манерах итальянского мафиозо — ношении темных очков в помещении, неспешной жестикуляции, легкой хрипотцы в голосе, общении исключительно по-итальянски через консильери — сеньор Джуджаро очень сговорчив, когда доходит дело до автографов. В 2002-м мне посчастливилось получить его факсимиле на масштабную модель Bburago Prima Giugiaro — самый, пожалуй, нетипичный автомобильный проект маэстро. С самого начала он затевался именно в масштабе 1:18, без продолжения в натуральную величину (правда, спустя пару лет появится очень похожий суперкар Gumpert Apollo). «Только найдите маркер, ручкой не получится!» — единственное, что возразил сеньор Джуджаро на мою просьбу.

Надо ли говорить, что герр Ольманн был на седьмом небе от счастья: автограф заметно повышал Boomerang в цене. Продать уникум немец пытался уже тогда. Мне же довелось стать невольным свидетелем очередной смены хозяина — 12 февраля 2005-го Boomerang ушел из-под молотка Christie's за 781 250 евро.

Коллекционные автомобили считаются хорошим вложением денег. Тут, конечно, своя мода, свои высокие и низкие сезоны. Хотя, Ferrari и Mercedes-Benz остаются в цене всегда. В начале нулевых итальянские кузовные ателье оказались в глубоком кризисе и начали распродавать свои гаражи. За этим, в свою очередь, последовал всплеск интереса коллекционеров к автомобильной «неклассике». На конкурсе элегантности Вилла д'Эсте концепт-кары и прототипы стали проходить отдельной категорией. В 2011 году Maserati Boomerang продали на RM Auctions уже за $915 000. Убежден, что история удивительного автомобиля на этом не заканчивается.
 

Maserati Boomerang на юге Франции. В естественной среде обитания

 

PS от Игоря Шеина

 

История никогда не заканчивается, по крайней мере с «Бумерангом» точно. В сентябре 2014 я оказался на праздновании столетнего юбилея Maserati. Это масштабное мероприятие с помпой проходило в течении нескольких дней в разных городах Италии. В Турине устроили выставку-конкурс исторических дорожных автомобилей с трезубцем и понятно, что все внимание было приковано к «Бумерангу». Познакомился с французом-владельцем. Он был любезен, но немногословен.

— Вы приехали в Турин своим ходом?

— Да.

— Не устаете от постоянного внимания публики?

— Нет.

— Как часто ездите на «Бумеранге»?

— Каждый день, круглый год.

— Не верю!

— Мы живем на юге Франции, у нас мягкие зимы.

Я посидел в салоне, подержался за руль. Мир из «Бумеранга» воспринимается иначе конечно же. Такое впечатление, что ты стоял, общался со всеми и вдруг присел. Неплохо, если вокруг дамы в миниюбках, но в принципе, надо понимать, что ваша голова окажется ниже уровня автобусного колеса, что в городе не всегда удобно. Для того чтобы сесть в «Бумеранг» не требуется спортивной выправки, хотя владелец выглядит великолепно для своих лет, согласитесь. 

 

Хозяин паркует автомобиль на площади в Турине. Обратите внимание, как красиво перекладывает руки на руле. Чудный дядька!

 

Рулевая колонка — абсолютный шедевр!

 

Девушки что-то кричат в окно. Но оно открывается только снизу. Увы!

 

Выруливает на подиум за наградой

 

Счастливый владелец, счастливая жена, невероятный автомобиль. Они могли бы забрать всех «оскаров», но другим тоже что-то надо было оставить!
 

 

Опять эти руки! Как дядька поворачивает!

 

Круг почета по площади. Оказывается, тут стоял трековый MC12! Все ч/б фото Игоря Шеина



Я не спросил владельца кто он и чем занимается, но это и не важно, особенно теперь. 5 сентября 2015 года в Château de Chantilly, Франция, он выставил «Бумеранг» на аукцион Bonhams и продал свою игрушку за 3,7 миллиона долларов. С тех пор новый владелец приобретение если и показывает, то узкому кругу. Вероятно, он занят наведением лоска: что-что, а салон, как мне показалось, был сильно потрепан. Шутка ли, каждый день колесить по югу Франции?

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru