Вилла Е: между минимализмом и восточной сказкой
Карл Фурнье и Оливье Марти, основатели чрезвычайно востребованной архитектурной Studio KO всегда вместе, что называется не разлей вода. Во время интервью звучит только местоимение «мы» и никогда «я». И в тоже время, они разные: Марти — рисовальщик, Фурнье — мечтатель. Может и потому они лучше всех знают как найти тонкую грань между минимализмом и прямой его противоположностью, а любой их архитектурный проект еще до воплощения превращается в гения места.
Последнее произведение Studio KO в Марокко — это музей Ив Сен Лорана в Марракеше. Покойный ныне Ив Берже, инициатор создания музея, не доживший до его открытия буквально месяц, вспоминал, что поручил проект французам сразу же во время первой встречи, хотя до этого ничего о них не слышал. Впрочем, если бы и слышал, то информация лишь укрепила бы его в своем решении: Studio KO работает в Марокко уже более 15 лет, с тех пор когда Фурнье и Марти приехали в эту страну еще в качестве учеников парижской Школы изящных искусств.
Эти ребята поразительным образом умеет вписывать свои проекты в контекст. Если в музее Ив Сен Лорана фигурная кирпичная кладка напоминает переплетения ткани, то стены виллы Е — о которой пойдет речь — выглядят как настоящая средневековая крепость.
Вилла Е стоит в долине реки Оурики на вершине холма, в окружении Атласских гор, в часе езды от Марракеша. Это традиционные места берберских поселений с незапамятных времен. Выжигаемая круглый год солнцем земля лишь весной взрывается мириадами красок полевых растений, а также блогоуханием цветов миндаля и вишни.
Вот над таким пейзажем и возвышается вилла Е. Ее северный фасад — это типичная неприступная касба — берберское жилище, цитадель, окруженная высокими стенами, такие во множестве когда-то стояли в этих краях. Что-то подобное хотел построить и будущий владелец, обратившись в Studio KO.
Но в результате, появилась вилла, лишь внешне напоминающая берберские сооружения. Местами ее стены достигают десяти метров, они облицованы красным песчанником, что делает ее практически неотделимой от ландшафта. Песчаник как и сланцевые плиты для пола первого этажа собраны по окрестностям. По словам менеджера проекта Набиля Афкири, потребовалось более шести месяцев для трех берберских мужчин, чтобы собрать камни в долине. Каждый день корзины с камнями поднимали на ослах по холмистой тропе. Вся древесина, используемая в доме — а это сосна, кедр, грецкий орех, также растет в этих местах. Для достижения подлинности архитекторы работали с каменщиками и мастерами из ближайших деревень.
В неприступных стенах есть узкие бойницы, оконные проемы и снаружи невозможно догадаться что вас ожидает внутри. Обшитая бронзой входная дверь толщиной десять сантиметров с потрясающей изогнутой ручкой, открывается как бы в другой мир, в пространство где берберская традиция смешивается с изысканным европейским вкусом.
Дом включает в себя два уровня — общественный на первом этаже и верхний этаж, с деревянными полами, очень уютный по ощущениям, как частная территория. Комнаты второго этажа выходят на юго-восток, а панорамные окна во всю стену открывают захватывающий вид на Тубкаль, самую высокую гору среди атласских вершин. Многие сравнивают эти огромные окна с картинами в рамах — смену освещения, состояний природы сквозь них можно наблюдать бесконечно.
Чтобы подчеркнуть нейтральные краски интерьера, камень, мрамор, — дом наполнили изделиями, купленными на рынке Марракеша — коврами, посудой, декоративной керамикой. Все это прекрасно комбинируется с современной дизайнерской мебелью и аксессуарами из Европы.
Studio KO переосмыслила марокканский касба уважая древние обычаи и при этом создав современное жилое пространство в котором прекрасно отдохнет офисный клерк из делового квартала европейской, американской, азиатской — любой столицы. Но, не все так просто...
Набиль Афкири сравнивает вход на виллу с входом в собор. «Тяжелая дверь требует усилий. Потолок настолько высок, что первый возникающий рефлекс — это посмотреть вверх. Стены цвета слоновой кости высотой восемь метров создают неожиданный простор и резко контрастируют с камнем снаружи. Это физический опыт, вход в дом, то чего мы лишены в своих городских квартирах» — говорит он. И с этим невозможно не согласиться.