Два этажа культурного наследия
Невозможно представить Гонконг без трамваев-даблдекеров. Так же как и Лондон без черных кэбов или родственных трамваю даблдекер-автобусов. Но, в отличие от Лондона, гонконгкский лендмарк беспрецедентно дешев, да и маршруты передвижения не отличаются большим разнобразием. Зато как он передвигается! Средний интервал в час пик на самых горячих маршрутах — полторы минуты, остановки через каждые 250 метров — идеально, как для местных жителей, так и для туристов. Впрочем есть и дальние маршруты. Например между северо-восточным районом Сай Кэй Вань до Кеннеди-тауна трамвай идет более часа с интервалом 30 минут — электричка, фактически. Работают трамваи с шести утра до полуночи.
Первые ding-ding — как называют трамваи горожане — появились в 1904 году. Они, кстати были обычными, одноэтажными. Даблдекеры ввели в эксплуатацию восемь лет спустя, да и то, с открытой верхней палубой. С закрытой палубой, то есть более менее напоминающие современные, трамваи стали в 1925 году. Кстати, название ding-ding появилось в связи с тем, что вагоновожатый предупреждал пешеходов колокольчиком. В 2000 году была предпринята попытка заменить колокольчик на технологичный «бипер», но Гонконг возмутился и потребовал вернуть привычное звучание.
Как уже говорилось, поездка в гонконгском трамвае очень дешева — тарифы не меняются десятилетиями. Последние изменения (до этого не менялись тринадцать лет) были в 2011 году. Сейчас взрослый билет стоит 2,3 гонконгских доллара, примерно 23 рубля. Если вы приехали в Гонконг не на день или два, имеет смысл купить универсальную карту Octopus и оплачивать проезд с ее помощью, поскольку с мелочью можно не рассчитать: кассовый аппарат в трамвае не дает сдачи. Зарабатывает трамвай главным образом на рекламе и именно это делает его особенно привлекательным: среди всех гонконгских даблдекеров не встретить двух одинаковых. В списке отсутствуют «несчастливые номера» — 44, 63, 71, 85, 134, 144 и 167. А трамвай номер 50 и вовсе переехал в музей, поскольку был родом из середины прошлого века и неплохо сохранился. Ходят по маршруту еще и номера 28 и 128, трамваи называемые так же «Виктория» и «Альберт». Но это уже исключительно для туристов, различных мероприятий и т.д. В них предусмотрено питание, напитки и все необходимое для веселья. Имеется так же трамвай номер 120, в оригинальном дизайне 50-х. У него верхняя палуба застелена ротангом, а кресла сделаны из полированного тикового дерева.
В период миллениума была попытка «осовременить» дизайн и на маршрут выпустили три трамвая в стилей хай-тек, но общественность приняла это дело в штыки, требуя не покушаться на святое. Власти пошли на компромисс и в 2011 году появились новые трамваи с электронной начинкой, со светодиодами, сенсоры заменили турникеты, алюминий — дерево, но внешне они совершенно не отличались от традиционных. Такой подход горожан вполне устроил. Неизменной остается лишь идея шасси — даблдекеры как были, так и остаются трамваями на одной колесной тележке. Говорят, начальство планирует увеличить количество трамваев как реакцию на то, что популярность их падает по сравнению с более комфортабельными автобусами и метро. Поживем-увидим.