Поиск по сайту

Два этажа культурного наследия

текст и фото игоря шеина

Невозможно представить Гонконг без трамваев-даблдекеров. Так же как и Лондон без черных кэбов или родственных трамваю даблдекер-автобусов. Но, в отличие от Лондона, гонконгкский лендмарк беспрецедентно дешев, да и маршруты передвижения не отличаются большим разнобразием. Зато как он передвигается! Средний интервал в час пик на самых горячих маршрутах — полторы минуты, остановки через каждые 250 метров — идеально, как для местных жителей, так и для туристов. Впрочем есть и дальние маршруты. Например между северо-восточным районом Сай Кэй Вань до Кеннеди-тауна трамвай идет более часа с интервалом 30 минут — электричка, фактически. Работают трамваи с шести утра до полуночи. 

Первые ding-ding — как называют трамваи горожане — появились в 1904 году. Они, кстати были обычными, одноэтажными. Даблдекеры ввели в эксплуатацию восемь лет спустя, да и то, с открытой верхней палубой. С закрытой палубой, то есть более менее напоминающие современные, трамваи стали в 1925 году. Кстати, название ding-ding появилось в связи с тем, что вагоновожатый предупреждал пешеходов колокольчиком. В 2000 году была предпринята попытка заменить колокольчик на технологичный «бипер», но Гонконг возмутился и потребовал вернуть привычное звучание. 

Как уже говорилось, поездка в гонконгском трамвае очень дешева — тарифы не меняются десятилетиями. Последние изменения (до этого не менялись тринадцать лет) были в 2011 году. Сейчас взрослый билет стоит 2,3 гонконгских доллара, примерно 23 рубля. Если вы приехали в Гонконг не на день или два, имеет смысл купить универсальную карту Octopus и оплачивать проезд с ее помощью, поскольку с мелочью можно не рассчитать: кассовый аппарат в трамвае не дает сдачи. Зарабатывает трамвай главным образом на рекламе и именно это делает его особенно привлекательным: среди всех гонконгских даблдекеров не встретить двух одинаковых. В списке отсутствуют «несчастливые номера» — 44, 63, 71, 85, 134, 144 и 167. А трамвай номер 50 и вовсе переехал в музей, поскольку был родом из середины прошлого века и неплохо сохранился. Ходят по маршруту еще и номера 28 и 128, трамваи называемые так же «Виктория» и «Альберт». Но это уже исключительно для туристов, различных мероприятий и т.д. В них предусмотрено питание, напитки и все необходимое для веселья. Имеется так же трамвай номер 120, в оригинальном дизайне 50-х. У него верхняя палуба застелена ротангом, а кресла сделаны из полированного тикового дерева. 

В период миллениума была попытка «осовременить» дизайн и на маршрут выпустили три трамвая в стилей хай-тек, но общественность приняла это дело в штыки, требуя не покушаться на святое. Власти пошли на компромисс и в 2011 году появились новые трамваи с электронной начинкой, со светодиодами, сенсоры заменили турникеты, алюминий — дерево, но внешне они совершенно не отличались от традиционных. Такой подход горожан вполне устроил. Неизменной остается лишь идея шасси — даблдекеры как были, так и остаются трамваями на одной колесной тележке. Говорят, начальство планирует увеличить количество трамваев как реакцию на то, что популярность их падает по сравнению с более комфортабельными автобусами и метро. Поживем-увидим.

 

Автомобиль остановился на путях: для гонконгского трамвая это внештатная ситуация

 

Выход только через переднюю дверь. В самых последних моделях трамваев выходы снабжены устройствами для помощи инвалидам на колясках

 

Порой кажется что трамвай стоит тут всегда

 

Нет, поехал!

 

Девушка на первом этаже явно местная

 

Даблдекер как часть городского ландшафта

 

Даблдекер и небоскребы

 

Ездил бы в таком всю жизнь!

 

 

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru