Bentley Bentayga V8 First Edition на Золотом кольце
Есть ли жизнь за МКАД? Простите за бестактный вопрос. Мы, жители столицы, задавали себе его еще недавно имея в виду разницу в размере потребительской корзины. Теперь, очевидно, мы должны быть благодарны незадачливому торговцу из Уханя, съевшему на ужин плохо приготовленную летучую мышь и открывшему москвичам внутренний туризм. За МКАД жизнь не просто есть, она прекрасна!
И тут я должен еще раз извиниться перед читателями. Потому что путешествую я по дивным городам за московской кольцевой автодорогой не на чем бог послал, а на Bentley Bentayga в новейшем исполнении. Проехаться на Bentley — уже зачет, но на сей раз этот роскошный автомобиль навел меня на несколько мыслей, которыми я обязан поделиться. Мыслей о автомобильном люксе.
Итак, представьте, в нашем распоряжении три Bentley Bentayga V8 First Edition цвета Аnthracite, Оnyx и Viridan. Мы с коллегой не сговариваясь выбираем Viridan. Это ливрея на тему зеленого — классический британский цвет, да еще со светлым салоном. Я всегда предпочитаю светлый салон. А в дорогом автомобиле он должен быть светлым однозначно. Конечно, дилер Bentley вам всегда предложит варианты. К примеру, красный или спортивную черную алькантару — выбор велик.
Ну и потом, как выяснилось, cерия First Edition будет доступна в течение ограниченного периода времени с момента запуска модели на рынок. А значит, это коллекционный эксклюзив, включающий в себя набор всех самых привлекательных опций, доступных для линейки Bentayga. Впрочем, в этой поездке меня интересует прежде всего как покажет себя пневмоподвеска с системой непрерывного управления амортизацией, учитывая нашу известную беду. Забегая вперед, «беда» на пути почти не встречалась. Рулить особо тоже не пришлось — подавляющая крены в поворотах система Bentley Dynamic Ride явно «скучала» — дорога стелилась в основном по прямой иногда поднимаясь вверх и спускаясь вниз. Обгоняли мы, понятное дело, играючи.
Стоит такой автомобиль на момент написания статьи 18.388.834 рублей. Если вас эта цифра не устраивает, ее легко можно поправить в сторону увеличения. Для этого у Bentley есть, что предложить.
Теперь о самой идее поездки. Вот Bentley. Что это за бренд в современном бурно развивающемся мире? Поколению Z наверняка придет в голову бабушкин сервант с фамильным серебром — чем не аналог? Те, кто постарше, наверняка помнят телефоны Vertu — тоже была дорогая вещь. Оба примера по разным причинам хромают. С исторической точки зрения проект Vertu существовал миг. А Bentley живет и здравствует уже век. Сколько лет вам, читатель? Полагаю где-то в районе 25-40? Хорошо если так. Марка Bentley марка пережила Вторую мировую войну, все возможные и невозможные стили ХХ века — ар-деко, минимализм, модерн... Она знает и помнит битников, хиппи, техно и рэп — можете себе представить?
Автомобильное производство штука странная. Страна, которая умеет делать и продавать (ключевое слово «продавать») автомобили процветает по определению. Но с недавних пор все изменилось. Автомобили стали собирать роботы. А робот не имеет национальности. Роботам все равно. Он может собирать газонокосилки, микроволновки, автомобили вне зависимости от географии, но с одинаковым качеством.
Однако, человек, «создавший робота», встал у него на пути. В частности, люкс без толики ручного труда невозможен. Автомобиль класса люкс робот создать не может, потому что в такой машине должны быть погрешности, шероховатости. Только представьте, есть мастер, который прошивает кожу на руле Bentley, и он занимается этим уже не один десяток лет! Он может чуть сбиться и в этом прелесть! Совершенство в несовершенстве. Вот, скажем, подгонка шпона. Во-первых, надо соблюдать экологические ценности. Нельзя просто взять и спилить дерево в джунглях. Вы должны завести ферму. А дерево растет долго. Во-вторых, шпон надо обработать, хранить при определенной температуре и влажности. Но главное — сопоставить части так, чтобы в салоне возникало ощущение массива дерева. А это может только мастер.
Глядя на уникальную контрастную прострочку кресел и дверных панелей cерии First Edition, вы понимаете, что делал это человек. Мастер. Но даже Мастер физически не может сделать много и с одинаковым качеством. А значит у вас штучный товар. А значит этот товар стоит денег. А значит все это «настоящее», примерно, как произведение искусства.
Сделано руками
Чтобы отштамповать заднее крыло Bentayga с острой гранью требуется особая технология обработки алюминия. В отличие от стали алюминий хрупкий и давлению поддается плохо. Приходится его нагревать до температуры под 500 градусов. Чтобы изготовить карамель в Кухмистерской, что в Сергиевом Посаде, будущую вкусную массу нужно тоже раскалить, вылить на рабочий стол и тщательно перемешивать с помощью скребка. Этот процесс весьма опасен для рук: температура массы высока, фактически как кипяток.
Ручная работа, мастерство оно ведь уходит. В Суздале я был в доме, в деревянной избе, самой старой в городе. Изба, конечно, уже отреставрирована, это туристический объект, дерево заменили, но дух остался. Знали ли вы что лоскутное одеяло, а лоскуты нынче в тренде — это от бедноты, богатым шли цельные отрезы? Или что печка в избе делалась с учетом того, чтобы мужик в нее мог влезть и попариться? То есть в печи не только еду готовили. Или выражение «шевели поршнями» — это когда крестьян торопили — подошвы лаптей укрепляли кожей и почему-то эту кожу называли «поршни». Типа, давай, поторапливайся!
Там же в Суздале я был на фабрике Вадима Дымова. Он поддерживает уникальное мастерство керамики. Хотя белую глину поставляют из Украины, а красную из Ярославля — может возникнуть вопрос, причем здесь Суздаль? Но так уж повелось. Посуда из белой глины, конечно, популярнее, но горшки и грубые изделия из красной несут свою прелесть. Прелесть грубого изделия вполне мне удалась, когда я сел за гончарный круг. Гончарное мастерство — это очень серьезная тема. Надо уметь и понимать. Как любое мастерство, впрочем.
Или вот попробуйте войти в кузницу, достать из огня расплавленный металл и сковать, скажем, гвоздь. В городе Владимире в кузнице Бородиных, где «секреты мастерства всегда передавались от отца к сыну», мне показали, как это делать. Показали еще конную подкову — аналог, не смейтесь, современной зимней резины. У всадников Наполеона подковы были без зацепа — французы просто не «переобулись». Плохая идея воевать с Россией зимой!
Автомобиль класса люкс обязательно должен включать толику ручного труда. Как уже говорилось, мотор, шасси, — все это лучше соберет робот. Мастера подразделения Mulliner, того самого, которое испокон веков делало кареты для королевского двора Великобритании, знают свою работу. Если мы про руль — только процесс обшивки занимает 50 часов, 10 метров нити и примерно 620 отдельных стежков.
Вообще фабрика Mulliner в английской деревушке Крю мало чем отличается от мастерских в Золотом кольце русских городов, которые я посетил. И тут и там сидят сосредоточенные мастера в халатах, вокруг иголки, нитки, инструменты разные. Звать их «краснодеревщики», «медники»… Пока мастер в Крю обшивает руль Bentley или кузнец во Владимире кует гвоздь, можно тысячу малолитражек где-нибудь в Азии настрогать. Это к вечному вопросу про люкс.