Поиск по сайту

Эрик Тушалом, отель Martel и ожившее наследие Робера Малле-Стивенса

Фото DEPASQUALE + MAFFINI

Французский архитектор и дизайнер Робер Малле-Стивенс считается самой влиятельной фигурой французской архитектуры в период между двумя мировыми войнами, но, в отличие от своего коллеги Ле Корбюзье, известен мало. Дело в том, что все архивы Малле-Стивенса, по собственному указанию маэстро, подлежали уничтожению после его смерти. Что и было исполнено. В результате имя его до сих пор ничего не говорит широкой публике. И это несмотря на прекрасно сохранившееся богатое архитектурное наследие, среди которых настоящие шедевры модернизма — виллы Кавруа, Поля Пуаре, Ноай.

В 1920-х годах Малле-Стивенс построил целую улицу в шестнадцатом округе Парижа, которая была названа в его честь. Наиболее любопытный дом на улице — бывшая студия братьев-близнецов Яна и Жоэля Мартелей — французских скульпторов. Малле-Стивенс познакомился с ними на Парижской международной выставке в 1925 году: архитектор создал павильон Франции, а братья — садовую скульптуру, четыре бетонных «дерева». Вскоре они подружились и Малле-Стивенс построил им на «своей» улице таунхаус на две семьи с общей скульптурной студией. Теперь этот дом называется отель Martel. Почему отель, кстати?
 


Возможно, ответ знает Эрик Тушалом — владелец Galerie 54, собиратель, энтузиаст, торговец предметами искусства и антиквариата. В 2007 году он выкупил само здание, провел интенсивную реставрацию, и теперь живет в бывшей квартире Жоэля Мартеля.

Сегодня этот дом в числе наиболее хорошо сохранившихся на улице Малле-Стивенса. Характерная внутренняя планировка здания — головоломка с высокими потолками, большими окнами и антресолями — была разработана с учетом потребностей скульпторов. Помещения заполнены работами братьев Мартель, более точное авторство определить невозможно — близнецы одинаково подписывали работы общей фамилией — самого Малле-Стивенса, других его известных современников. Жан Пруве был мастером по металлу, создавшим большую часть оригинальных деталей дома, в том числе дверные ручки из полированной нержавеющей стали, а также двери по проекту Шарлотты Перриан, которые теперь находятся в коллекции Центра Помпиду.


Малле-Стивенс воспринимал большинство талантов, которых он собирал вокруг себя, как «архитекторов, а не декораторов». Он считал, что «их проекты не нацелены на то, чтобы сделать комнату приятной или добавить орнамент, скорее, они создают логическую композицию. Вместо того, чтобы приукрашивать, они строят».

Входные ворота в дом братьев Мартель также изготовил Жан Пруве, тогда еще молодой слесарь по металлу, приехавший подзаработать на стройке. Для Эрика Тушалома это не просто дом. Это, по его собственным словам, «пространство, выходящее за рамки прошлого, настоящего и будущего».

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru