Поиск по сайту

Гении места

Текст: редакция, фото PR компаний

Латинское выражение genius loci, буквально означающее «гений места», часто относилось не только непосредственно к месту, где может быть что угодно, здание, вековое дерево, например, но и к человеку, ревностно это место оберегающему или олицетворяющему. Частные дома, о которых речь пойдет ниже, истинные genius loci, поскольку в других местах их представить сложно. Чтобы построить эти дома требовалась масса разрешений и согласований, а в некоторых случаях сам процесс строительства сопровождался сложностями, вызванными требованиями заказчиков — «ни один куст не должен пострадать» и так далее. Поэтому заказчики эти теперь тоже genius loci.

 

Suspension House | Fougeron Architecture

Suspension House не построен с нуля. Cуть в том, что в этой части Калифорнии больше не разрешается подвешивать дома над горной речкой или ручьем — над любым водоемом. Но будущий владелец, вероятно, сильно неравнодушный к знаменитому шедевру Фрэнка Ллойда Райта, хотел только нечто подобное и точка. К счастью, нашелся старый деревянный дом над водой, построенный во времена, когда подобное еще не возбранялось. Он был выставлен на продажу, но нуждался в капитальном ремонте. Архитекторы сохранили ровно половину существующей деревянной конструкции, посадив ее на мощный стальной каркас, закрепленный на скалистых склонах, что позволило убрать опорные колонны из русла ручья. Благодаря окнам от пола до потолка, прозрачным полам и открытой планировке, ручей теперь великолепно просматривается из разных уголков дома, который приобрел приятную визуальную легкость, несмотря даже на надстроенный третий этаж.

 

Bully Hill House | Studio MM Architect
ФОТО BRAD FEINKNOPF

Идиллический участок сельскохозяйственных угодий В Норт-Бранч, штат Нью-Йорк, сразу же приглянулся супружеской паре, стремившейся оставить большой дом с армией прислуги и перейти к следующему, более спокойному и умиротворенному этапу своей жизни. Иными словами, просто жить, сосредоточившись на общих творческих увлечениях.

Участок представляет собой обширное поле, отступающее от леса с одной стороны и поднимающееся вверх, откуда открываются потрясающие виды на Булли-Хилл и горы на дальнем плане. После подъема участок выходит на небольшое плато, именно здесь и решено было строить дом. С учетом пожеланий, архитекторы сделали дом максимально компактным и практичным. Его высота рассчитана с учетом положения солнца, положение на вершине холма обеспечивает постоянный ветерок, создавая естественную вентиляцию помещений — от кондиционера супруги отказались наотрез. Воздух свободно проходит через большие раздвижные двери на южной стороне через открывающиеся окна на севере и легко регулируются. Наружные стены облицованы черным сосновым сайдингом и сталью Corten, которая окисляясь на воздухе, образует красивую ржавую патину по мере старения.

Простая планировка подчеркивает желание пары избавиться от лишнего и создать условия для творчества, будь то фотография, рисование, окрашивание пряжи или даже изготовление мыла. Поскольку дом расположен на активных сельскохозяйственных угодьях, хозяева дорожат своей связью с местным фермерским сообществом, а любовь к кулинарии делает кухню естественным центром дома — местом, где можно собраться дружной компанией, испечь домашний хлеб и насладиться пастой, созданной своими руками.


Le Costil House | Anatomies d'Architecture
ФОТО LAURENT KRONENTAL И OLIVER SABATIER

Этот дом в Нормандии уникален тем, что создан на руинах старого кирпичного дома без использования бетона, пластика и только с помощью местных натуральных материалов — конопляной пеньки, дерева робинии, дугласовой пихты, каштанов, дубов и акации, произрастающих в радиусе не более ста километров, повторного использования кирпича и досок из разобранных стен и полов. Хозяева сразу же поставили архитекторов в жесткие условия. В результате проект, получивший название Le Costil, вывел устойчивую архитектуру и дизайн на совершенно новый уровень, а создание небольшого дома шло в течение двух долгих лет. Кроме того, команда Anatomies d'Architecture тесно сотрудничала с местными каменщиками, рабочими карьеров, лесорубами, столярами, фермерами, историками, исследователями и волонтерами.

 

MEV | Jean Verville
ФОТО MAXIME BROUILLET И MARYSE BELAND

Соблазненные проектами канадской студии Jean Verville, два замечательных чудака, увлеченных искусством и итальянским дизайном 80-х годов, пригласили основателя студии Жана Вервиля спроектировать им убежище в густом лесу. Чудаки купили небольшой участок Лаврентийского смешанного леса — это известный экорегион в Северной Америке между Великими озерами и Аппалачами — но их цель состояла не только в единении с природой, но и в том, чтобы внести в повседневную жизнь толику игры, причудливой энергии, свойственной им самим и многим работам студии. Поэтому неудивительно, что в этом проекте названном MEV, незримо присутствует мятежный дух итальянской группы Memphis, устроившей постмодернистский бунт против монотонности и монохромности в итальянской архитектуре и дизайне 80-х. Дом содержит множество выразительных контрастов формы и цвета, передавая тем самым довольно точно характеры владельцев. Прекрасно, когда в старом смешанном лесу так органично смотрятся новые гости.

 

Eyrie | Cheshire Architects

Два крохотных домика недалеко от города Кайвака, Новая Зеландия, немного выбиваются из нашего списка. Они сделаны из обожженного дерева, облицованы внутри фанерой, не подключены к сети, полностью автономны и не предназначены для постоянного проживания. Воспринимайте проект Eyrie, как декаданс зажиточных горожан или бегство от цивилизации. В этих кабинках, площадью по 30 метров каждая, даже дверей нет! По ночам хозяева увлеченно спорят о супрематизме Малевича и верят, что их маленькие постройки — это нечто большее, чем просто дома. Так же как великий автор «Черного квадрата» верил, выставляя чистые холсты в подрамниках, что это больше, чем чистые холсты.


m.o.r.e. Cabin | Kariouk Architects
ФОТО SCOTT NORSWORTHY

Эта постройка задумана как коттедж, хотя типичные коттеджи в Северной Америке — это классические «деревянные» версии загородных домов со всеми удобствами. Название m.o.r.e. происходит от инициалов бабушек владелиц, четырех женщин-иммигрантов с непростыми, но успешно сложившимися судьбами и карьерой.

В отличие от крепко стоящих на земле коттеджей, m.o.r.e. земли едва касается, словно парит над ней, поскольку построен на берегу озера прямо на склоне отвесной скалы. Строители не только отказались от проведения взрывных работ, но и свели к минимуму использование бетона по причине его углеродоемкости. Бетон потребовался только в небольшом подобии фундамента, основная масса здания опирается на две мощные стальные сваи. Сваи туже облюбовали коричневые летучие мыши, находящихся под угрозой исчезновения. Хозяйки им только рады.

Сам дом собран за пределами площадки из кросс-клееного бруса CLT (cross-laminated timber) — весьма чистого и прогрессивного материала в современной архитектуре — а затем доставлен на место на cпециальном кране, чтобы не допустить повреждения ландшафта маневрами строительной техники. Архитекторы намеренно отказались от обычного пятислойного CLT, который оказался слишком тяжел, в пользу трехслойного, а необходимой структурной прочности достигли за счет «складывания» (точно так же, как бумага приобретает прочность при сгибании), что вдобавок позволило обойтись без металлического каркаса.

Дом питается от солнечной энергии. Его положение позволяет захватывать достаточное количество ветра и, как следствие, отличную естественную вентиляцию. Тепло обеспечивается высокоэффективной дровяной печью на биочаре (biochar) — древесном угле, получаемом из растительного сырья. Точная сборка гарантирует отсутствие сквозняков в холодное время года. Зимой, кстати, дом не менее прекрасен!

Desert Palisades | Woods + Dangaran
ФОТО JOE FLETCHER

Окруженный валунами и кактусами, этот дом, в окрестностях Палм-Спрингс, названный Desert Palisades, создан во славу принципов пустынного модернизма, уникального калифорнийского архитектурного течения середины прошлого века. Здесь все почти по канонам семидесятилетней давности, но влияние дня сегодняшнего, безусловно, чувствуется: внешние стены покрыты штукатуркой землистого тона (раньше наверняка сделали бы белыми), латунные панели, окна от пола до потолка, открывающие виды на безлюдный ландшафт, застекленный мост, соединяющий два крыла дома и образующий центральный атриум, большие раздвижные стеклянные двери, выводящие к обеденной зоне на открытом воздухе, террасе, бассейну, спа, камину и гостиной. Архитектурная студия Woods + Dangaran из Лос-Анджелеса прекрасно разбирается в адаптации модернистской классики под запросы XXI века, умело соблюдая тонкий баланс между старым и новым, современным и вневременным. Осталось только пригласить гламурный народ и фотографа Слима Ааронса!

«Сплетни у бассейна». Палм-Спрингс, Калифорния, 1970 год. Знаменитый снимок Слима Ааронса сделан в Kaufmann Desert House, спроектированном одним из родоначальников модернизма архитектором Рихардом Нойтрой. Подобную съемку можно было бы легко устроить и в бассейне Desert Palisades (фото вверху), однако г-н Ааронс давно не с нами. Да и времена, увы, не те!
Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru