Поиск по сайту

Глядя в зеркало, или Размышления о дизайне в Чатсуорте

Текст: редакция, фото Chatsworth House Trust

Поместье Чатсуорт (Chatsworth) — это дом герцога и герцогини Девонширских, расположенный в Северном Дербишире, Англия. Сам герцог, точнее 12-й герцог Девонширский, он же пэр, он же Перегрин Эндрю Морни Кавендиш, представляет семью Кавендишей в 16-м поколении. Эндрю родился 27 апреля 1944 года и, помимо поместья, унаследовал со школьных лет прозвище «кочегар» (stoker), коим его по сей день частенько называют британские таблоиды.

Герцог собирает современную британскую живопись и скульптуру, он хорошо известен в мире скачек — служил представителем Ее Величества в Аскоте, — является председателем сети загородных отелей Devonshire Arms Hotel Group и заместителем председателя Sotheby's.

Кавендиши владеют Чатсуортом с декабря 1549 года. Cегодня поместье простирается на внушительные 14 000 гектаров и включает фермы, леса, вересковые пустоши, реки, деревни, карьеры, большие и малые предприятия, магазины и рестораны. Представить, не вставая с дивана, как выглядит вся эта красота, можно пересмотрев фильм «Гордость и предубеждение» 2005 года, где Чатсуорт засветился под названием вымышленной усадьбы Пемберли, причем засветился достаточно детально.

Чтобы не разделить печальную судьбу многих потомственных британских аристократов, отягощенных разваливающимся наследием и отсутствием наличных (упомянем в этой связи еще один фильм — «Джентльмены» Гая Ричи), в 1981 году был создан благотворительный фонд Chatsworth House Trust, которому Чатсуорт и часть его обширного хозяйства были сданы в аренду на 99 лет. Теперь за все про все отвечает Совет управления, в котором члены семьи Кавендиш не являются большинством.

18 марта в Чатсуорте открылась выставка Mirror Mirror: Reflections on Design at Chatsworth. Выставка примечательная во многих отношениях. В ней представлено творчество 16 дизайнеров со всего мира, принадлежащих разным поколениям. Куратором выставки является Гленн Адамсон — писатель и историк, чьи изыскания сосредоточены на пересечении дизайна, ремесел и современного искусства. Ранее Адамсон был директором MAD (Museum of Arts and Design) в Нью-Йорке, руководил отделом исследований в V&A (Музее Виктории и Альберта) в Лондоне. С MAD связана любопытная коллизия, красноречиво говорящая о решительном характере Адамсона. В свое время он жестко критиковал MAD за архитектуру нового здания, планировку галерей и «бессвязное проведение» выставок. Музей счел критику Адамсона уместной и назначил новым директором.

В Чатсуорте Гленн Адамсон работал со старшим куратором дома Алексом Ходби, чтобы выбранные объекты, часть которых сделана по специальному заказу, максимально дополняли интерьеры и историю поместья. Сменявшие друг друга поколения семьи Кавендиш всегда заказывали в Чатсуорт искусство, современное своей эпохе. В какой-то мере выставка Mirror Mirror — продолжение славной традиции. Идея заключалась в том, чтобы создать диалог между привнесенными образцами с историческим окружением и выявить, как одно отражает другое.

Помимо прочего, Адамсон считает, что за последние годы произошел сдвиг в отношении коллекционеров к авангардному дизайну. На этом рынке наблюдается значительный рост, который идет параллельно с приобретением изобразительного искусства. Усиливается интерес дизайнеров к почти алхимическим исследованиям. Как минимум половина участников Mirror Mirror сосредоточена на этом процессе. Речь идет не о поиске новых материалов, а скорее изобретении новых методов работы с уже имеющимися.
 

Mirror Mirror: Reflections on Design at Chatsworth. Основные проекты и размышления

После окончания Королевского колледжа искусств (Royal College of Art) в Лондоне, Майкл Анастасиадес основал свою студию, а в 2007 году — зарегистрировал собственный бренд. Сегодня он сотрудничает с такими компаниями, как FLOS, Puiforcat, Lobmeyr, Herman Miller, Salvatori, Nilufar, Svenskt Tenn, а также с архитекторами Дэвидом Чипперфилдом и Джоном Поусоном. Световая инсталляция Анастасиадеса для библиотеки дома представляет собой стилизованную бамбуковую рощу, в которой светящиеся элементы привязаны к бамбуковым стволам вощеными льняными нитями.


 

Для американского дизайнера из Швейцарии Инимфона Джошуа Арчибонга (Ини) каждый проект — это воплощение определенной силы и энергии. В 2016 году он начал сотрудничать с опытными стеклодувами в Швейцарии для изготовления монументальных люстр. Созданная специально для Чатсуорта композиция Dark Vernus («Темная весна»), представляет собой собрание похожих на сосуды форм. Одновременно со светом включается музыка, являющаяся неотъемлемой частью авторского замысла.


 

С самого начала своей продолжительной карьеры Венделл Кастл последовательно бросал вызов ограничениям функционального дизайна и зарекомендовал себя лидером американского движения поклонников студийной мебели. Кастл был известен своим удивительным мастерством, он постоянно искал новые оригинальные методы работы с любым материалом. Его культовые шедевры из дерева и стекловолокна с гелевым покрытием Technicolor 1960-х и 1970-х годов сразу же стали иконами дизайна ХХ века. Кастл был пионером нового отношения к работе и форме, стирающей грань между искусством и ремеслом. Для выставки Mirror Mirror были выбраны три работы из литой бронзы и установлены на краю бассейна. Говорят, Венделл Кастл любил сидеть у воды на открытом воздухе. В 2018 году дизайнер умер в возрасте 85 лет.


 

Возглавляемая Андреа Тримарчи и Симоной Фарресин студия Formafantasma исследует экологические, исторические, политические и социальные аспекты, формирующие дизайн сегодня. Заинтересовавшись свойствами древесного угля, студия создала серию предметов с помощью швейцарской угольной горелки Doris Wicki. Работа демонстрируется на фоне панно с исторической панорамой Чатсуорта во времена, когда древесный уголь был важным источником энергии.


 

«Дизайн стал для меня способом разобрать и проанализировать каждую эмоцию, каждую мысль, каждое впечатление, придать им форму, проверить их, прикоснуться к ним. Испытать то, что испытала я сама», — заявляет Наджла Эль Зейн. В серии скульптур Seduction, Pair 06 прослеживается тема сближения между двумя формами. Коммуникативная сила этой работы, вырезанной из иранского красного травертина, передает не только сложность, но и фундаментальную важность человеческих отношений, исследуя такие темы, как бессознательное, чувственность, женственность и желание.


 

Сотрудничая с мастерами, учеными и инженерами, голландский дизайнер Йорис Лаарман работает на стыке цифрового и физического мира, разрабатывая технологии для открытия новых возможностей в творчестве. Скамейки Maker (Hexagon) облицованы сотнями шестигранников из дуба и грецкого ореха. Для создания скамеек Symbio, Йорис привлек саму Мать природу: в скамейках проделаны ниши с покрытием, способствующим росту растений. При размещении на открытом воздухе мхи и лишайники — «организмы, которые существуют в радикально иных временных рамках, нежели бесконечно спешащие куда-то люди», — медленно заполнят эти ниши, завершая процесс, начатый художником. Камень, использованный для проекта, взят из собственного карьера Чатсуорта и вырезан вручную местным каменщиком.


 

Художник-керамист Андиле Дьялване, вырос в южноафриканской провинции Восточный Кейп. Однажды, работая в мастерской с глиной, он «услышал шепот предков». Сегодня этот «шепот» отражается во всем творчестве дизайнера. Его сложные крупномасштабные керамические произведения часто содержат символические пиктограммы и узоры, воспевающие традиционные обычаи народа коса.


 

Кресло корейского дизайнера из Сиэтла Джей Сэ Чжон О, из серии Salvage под названием Chatsworth Chair, выглядит словно напечатанное на 3D-принтере, но на самом деле оно состоит из предметов, обтянутых полоской тонкой кожи. Поскольку кресло находится в музыкальной комнате Чатсуорта, дизайнер решила обтянуть музыкальные инструменты, выброшенные в свое время на свалку. «В отличие от изобразительного искусства, дизайн предполагает большую ответственность за предоставление лучших решений, — полагает Чжон О. — Большинство источников моего вдохновеня находится в области социальных проблем, таких как экология и обилие отходов. Наша одноразовая культура заставляет меня интересоваться предметами, которые люди часто выбрасывают как утратившими ценность».
 

Британский дизайнер, креативный директор и художник, Сэмюэл Росс вырос и до сих пор очарован «утопическими обещаниями» модернистских кварталов Брикстона и Ист-Мидлендса. Представленные в Чатсуорте серии RUPTURE и AMORPHOUS STRAND иллюстрируют исторические нелепости, искривленное сознание и неузнаваемые формы. Дополнительную глубину работам придает материал: часть из них сделана из редкого мрамора Fior di Pesca, как и расположенные рядом скульптуры XIX века.


 

Мексиканский художник Фернандо Лапосс работает с растительными волокнами, такими как сизаль, мочалка и кукурузная шелуха. Для Mirror Mirror он создал две работы в тесном сотрудничестве с коренными жителями мексиканского города Тонауикстла, где люди испокон веков имеют дело с подобными материалами. Сизаль — это волокно кактуса агавы, разновидности суккулента, используемого при производстве текилы. Являясь пионером в области инновационного использования сизаля в регионе, Лапосс также организует обширные посадки агавы с целью внести свой вклад в экономику сообщества.


 

Дизайнер из Детройта Крис Шанк делает мебель из бросовых материалов, таких как обрезки дерева, металла и пенопласта, которые он оборачивает металлической фольгой и покрывает прозрачным слоем смолы — этот метод Крис разработал еще в начале своей карьеры. Каждое из его произведений тщательно изготавливается вручную командой мастеров из его района, которые вносят неоценимый вклад в коллективную практику студии.


 

Один из самых значимых голосов в истории культуры ХХ века, итальянский архитектор и дизайнер Этторе Соттсасс (1917 — 2007 гг.) наибольшую известность получил, когда основал в 1980 году в Милане группу Memphis. Группа была создана в качестве радикальной реакции на статус-кво в промышленном дизайне тех лет: Memphis ополчился против так называемого «хорошего вкуса». Кроме того, на протяжении своей долгой карьеры, Соттсасс интересовался выдувным стеклом. Он писал, что, в отличие от бумажного стаканчика, хрустальный кубок «не имеет вкуса и хрупок, так что вы с самого начала знаете, что ваши отношения с этим предметом будут носить ритуальный характер». Несмотря на то, что Соттсасс очень уважал традиционное стеклодувное дело, он использовал собственные методы работы со стеклом, в частности клей и проволоку, создавая абстрактные тотемы, нежели функциональные вещи.
 

«Мне казалось, что я открываю то, что всегда было здесь — что-то почти доисторическое, потерянное во времени, и моя работа заключалась в том, чтобы найти это снова», — так британский дизайнер Фэй Тугуд описывает свою последнюю работу Assemblage. 7: Lost and Found — представляющую предметы, словно добытые археологом. Часть из них сделана из так называемого «пурбекского мрамора» — известняка из Дорсета с плотными отложениями раковин улиток. Ценившийся в средние века, он часто применялся в Англии при строительстве соборов. Тугуд начала свою карьеру редактором и стилистом в журнале The World of Interiors, а затем в 2008 году создала свою студию. В дубовой комнате Чатсуорта представлены последние работы Фэй Тугуд, — вырезанный вручную дубовый стол под названием «Холм» с верхней частью, напоминающей миниатюрный пейзаж, и два дубовых табурета под названием «Клад». «Эта мебель переносит нас в Африку, в период, когда у нас были чрезвычайно сложные отношения с континентом, — говорит Гленн Адамсон. — Эксплуататорские отношения с Африкой являются проблемой для многих великолепных загородных домов Великобритании, некоторые из которых построены или куплены на деньги, полученные от работорговли. Богатство семьи Кавендиш прирастало в основном за счет земли, купленной в XVI и XVII веках, связей с рабством обнаружено не было. Тем не менее, здесь тоже осознают все сложности переплетения богатства, власти и колониализма».


 

Не имея формального художественного образования, Джозеф Уолш с юности развивал свою страсть к ремеслу, посещая мастеров по всей Европе и постигая тонкости обработки дерева, мрамора и бронзы. Серия Enignum, впервые представленная в 2010 году, принесла ему международное признание. Безусловным шедевром серии является кровать Enignum VIII, которую Уолш сделал для Чатсуорта. Надстройка изголовья штопором взмывается на шесть метров под потолок, к старинной фреске Джеймса Торнхилла «Изнасилование сабинянок». Несмотря на сложнейшую конструкцию, эта кровать, тем не менее, функциональный предмет мебели: лучше всего любоваться извилистыми формами Enignum VIII можно только лежа.


..................................................

Алекс Ходби, коллега Гленна Адамсона по созданию экспозиции Mirror Mirror и представляющий Чатсуорт, сказал на открытии выставки: «Мы очарованы тем, как дизайнеры использовали инновационный подход при работе с традиционными материалами. Эта выставка не о контрастах между старым и новым. Если вы попытаетесь конкурировать с интерьером, вы никогда не выиграете. Чатсуорт — отличное место для размышлений о дизайне. Здесь на каждом шагу вы встречаете свое отражение».

Выставка Mirror Mirror: Reflections on Design at Chatsworth работает до 1 октября 2023 года.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru