Поиск по сайту

Им бы в небо. 3D-небоскребы или Попытка заглянуть в будущее

Текст TNB, Рендеры: PR-службы компаний. Рендер вверху: проект Sea The Sea в Мумбае, Индия дизайнера Rithik Sanghvi

Небоскребы нынче переживают непростые времена. С одной стороны технологии позволяют тянуть высоту здания за километр и более. С другой — формула, что небоскреб — это небольшой участок земли помноженный на множество раз, причем чем выше, тем дороже, больше не работает. Или работает, но недостаточно эффективно. Небоскреб сложно сдать в аренду целиком, они по всему миру стоят полупустые. И как это не прискорбно отметить, пандемия лишь усилила бессмысленность аренды больших помещений — многие компании вошли во вкус, отправив значительную часть сотрудников работать на дому и старые добрые офисы, гудящие по будням как пчелиный улей, вряд ли когда-либо вернутся в обиход. Согласно ежегодному отчету Совета по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH), общее количество небоскребов, построенных в 2020 году, упало на 20 процентов: всего 106 зданий высотой более 200 метров по сравнению со 133 в 2019 году. Это самый низкий показатель с 2014 года. Причина снижения, как утверждается, кроется в пандемии. Но, очевидно, не только в ней. Китай, еще недавно активно участвовавший в «гонке небоскребов», внезапно из нее вышел, заявив о намерении ограничить высоту будущих башен 500 метрами.

Однако несмотря ни на что, архитекторы активно продолжают развивать тему небоскреба. Если брать за эталон «башни-близнецы» в Нью-Йорке (а мы именно так и считаем, потому они и подверглись атаке), то в сравнении с «близнецами», фантазия авторов высоток будущего сегодня ничем не ограничена: компьютер может все.

Представленные ниже проекты совершенно не похожи друг на друга. Архитекторы ставили перед собой задачи от практических до самых утопических. Но всех объединяет одно — ответы они искали с помощью небоскребов.

 

Tower C
Бюро Zaha Hadid Architects (ZHA) выиграло конкурс на проект строительства башен Tower C в Шеньчженском заливе, Китай. По сути, это многомерный вертикальный город из двух башен (самая высокая 400 м), архитектура которых является естественным продолжением прилегающего парка, площадей и улиц, она фактически переносит окружающую среду вверх, в новое измерение.


Башни связаны между собой широкими мостами-террасами, с которых открываются панорамные виды на город. Конструкция здания, разработанная при помощи инновационных инструментов 3D-моделирования ZHA, предусматривает естественную и гибридную вентиляцию на всех уровнях, а также включает сбор и переработку воды для аквапонических садов на террасах, которые, в свою очередь, будут оказывать благотворное влияние на атмосферу Шеньчженя.

Tower C станет важным экономическим центром города. Помимо жилых и офисных помещений, в нем разместятся магазины, площадки для проведения международных конференций, выставок и культурных программ.


Lusail Towers
Архитектурная студия Foster + Partners представила проект четырех небоскребов под названием Lusail Towers в Катаре рядом со стадионом Lusail, который строится к чемпионату мира по футболу 2022 года. Башни, предназначенные для штаб-квартир Национального банка Катара, Центробанка, Управления инвестициями Катара и агентства по недвижимости Qatari Diar, будут построены в новом квартале города Лусаил, что к северу от столицы страны Дохи.


Расположенная на набережной, группа башен состоит из двух 70-этажных небоскребов и двух 50-этажных. Они будут возвышаться в центре площади в конце большого бульвара, который берет начало от футбольного стадиона.

Каждая из башен представляет в разрезе овал, поворачивающийся на 90 градусов по мере подъема здания, создавая впечатление асимметричной структуры. Все небоскребы будут облицованы «морским» алюминием, чтобы защитить окна от прямых лучей солнца. Напомним, что с мая по сентябрь дневная температура в Катаре достигает 50 градусов по Цельсию. Доминирующая высота башен подчеркивается плотным окружением малоэтажной застройки, пешеходных улиц, уютных двориков с магазинами, кафе и ресторанами.


Estrel
На первый взгляд, это довольно сдержанное даже по нынешним меркам сооружение, выглядит несколько скучно и уж никак не смотрится «небоскребом завтрашнего дня». Однако впечатление обманчиво.


Во-первых, башня Estrel, высотой 175 метров, — самое высокое здание в Берлине. Во-вторых, немецкое бюро дизайна Barkow Leibinger «украсило» строгую лапидарную форму башни сложным орнаментом алюминиевых «ребер», которые при ближайшем рассмотрении «гарантируют» постройке индивидуальность.

Башня строится как часть будущего единого комплекса с уже существующим отелем Estrel. Она рассчитана на несколько сотен новых номеров, банкетный зал и подземный паркинг. Изюминкой здания будет ресторан и скай-бар с террасой на крыше с видом на Берлин.


Epidemic Babel
eVolo — известный журнал об архитектуре и дизайне, уделяющий основное внимание технологическим достижениям, экологии и инновациям — объявил победителей конкурса Skyscraper Competition 2020. Несмотря на то, что жюри рассматривало 473 проекта со всего мира, в финальный список вошли в основном претенденты из Китая. Победителем конкурса стал проект Epidemic Babel — небоскреб «оказания экстренной медицинской помощи». Работа китайских архитекторов Д. Ли, Гэвина Шена, Вэйюаня Сю и Синьхао Юаня — это ответ на пандемию коронавируса.


Конструкция здания достаточно проста, чтобы любая квалифицированная строительная бригада могла собрать ее всего за пять (!) дней. После того, как стальной каркас установлен, медицинская бригада выбирает соответствующие по функционалу боксы, которые крепятся к каркасу. Боксы предварительно производятся на заводах и не требуют дополнительного времени на сборку. Легкость каркаса и боксов упрощает транспортировку конструкции по сравнению с временными больницами, развернутыми в настоящее время в Китае. В это трудно поверить, но Epidemic Babel построить быстрее и дешевле. Не говоря уже о том, насколько меньше места он занимает на земле. Заслуженное первое место!


Egalitarian Nature
Второе место в конкурсе Skyscraper Competition 2020 занял проект Egalitarian Nature или вертикальный зеленый парк для мегаполисов. Его авторы Ютянь Тан, Юньтао Сюй, проживающие в США. Их небоскреб символизирует стремление горожан «назад к природе».

В сущности, это тренажер для альпинистов, где на самый верх доберется сильнейший. Идея авторов заключалась в том, что в городах будущего свободной земли может быть недостаточно для строительства парков или садов. Тем не менее, потребность в них является обязательной, и этот небоскреб дает возможность для культивирования обширных зеленых насаждений на небольшой площади. Он задуман как вертикальная гора в центре города: гора, на которую забраться может любой желающий.

Изначально небоскреб всегда был символом власти и богатства. Для Egalitarian Nature этой парадигмы не существует. Чтобы оказаться на самом верху, нужны не финансы, а физическая форма человека, поскольку лифты в башне даже не предусмотрены.


Torch Tower
Компания Sou Fujimoto Architects представила проект Torch Tower — самого высокого небоскреба Токио и вообще в Японии. Проект создан при участии группы компаний Mitsubishi. В нем будут расположены офисы, коммерческие объекты, отели, а также места общественного пользования.

Благодаря принятой недавно концепции «здания счастья и здоровья, соединяющие город с будущим», это сооружение с 63 надземными этажами открывает новую главу в высотном строительстве. На высоте около 300 метров архитекторы планируют создать гигантскую холмистую поляну, по сути, парк. Общая высота небоскреба 390 метров.

Нижнюю часть здания займут холлы, переходы, террасы, подземные пешеходные зоны, напрямую связанные со станцией метро. Завершение строительства планируется в 2027 году.


Sarcostyle
Студия архитектурного дизайна Hayri Atak предложила на рассмотрение общественности концептуальный небоскреб Sarcostyle на Манхэттене, Нью-Йорк. Цель состояла в том, чтобы создать сооружение, находящееся в плотном окружении соседних высоток, но совсем не похожее ни на одну из них. Удалось ли это авторам? Впишется ли эта «био-башня» в классический скайлайн Манхэттена? В любом случае, авторы утверждают, что изначально проектировали свой небоскреб для конкретного места и не иначе.


Турецкий архитектор Хайри Атак изучал архитектуру в Стамбульском техническом университете, много путешествовал по США, продолжил учебу в колледже архитектуры, дизайна и строительства Обернского университета в Алабаме, где также посещал мастер-классы всемирно известной Rural Studio. Изучал дизайн интерьера отелей в Nuova Accademia di Belle Arti (NABA) в Милане. Студия Hayri Atak основана в 2017 году в надежде создать хорошо узнаваемый дизайнерский бренд со своим уникальным почерком. Проект Sarcostyle на Манхэттене — одна из попыток двигаться в этом направлении.


Unignorable Tower
Прежде всего: этот небоскреб точно никогда не будет построен. И проектировался он не строительства ради. Все гораздо серьезнее. Unignorable Tower рассчитан на виртуальное расселение 116 000 человек в Торонто. Именно столько горожан, по данным социальных служб, обретаются в неблагополучных районах города, не имея постоянной крыши над головой.

Norm Li Studio, KPMB Architects и TAXI Advertising спроектировали самое высокое здание в мире в рамках кампании United Way с целью привлечь внимание к шокирующим масштабам бедности в Торонто — красивом и процветающем городе, в тоже время негласно называемом «столицей бедности» в Канаде, в котором каждый седьмой житель в настоящее время борется за выживание. В дополнение к визуализации, запущена масштабная компания для пожертвований.


Даниэле Занотти, президент и главный исполнительный директор United Way, справедливо считает, что вы не можете решить проблему, если не знаете, что она существует. Благодаря проекту, теперь об этой проблеме знают все. Если бы башню Unignorable можно было бы построить, ее высота составила бы 1480 метров, 484 этажа и 240 квартир средней площадью 70 кв. м. на этаже. Согласитесь, такое сооружение проигнорировать невозможно.

 

 

Planet City
Создатель архитектурных утопий, австралийский архитектор Лайэм Янг, в прошлом году буквально шокировал общественность, предлагая переселить все страны и народы — без малого 10 миллиардов человек (согласно прогнозам, именно столько людей будут населять планету в 2050 году) в… один город. По его мнению, так называемый Planet City, решит разом все проблемы изменения климата, оставив в покое матушку природу.

Однако, судя по мрачным рендерам, создается впечатление, что Янг вдохновлялся cтихийно возникшим кварталом Kowloon Walled City рядом с Гонконгом, где на площади 2,6 га проживало более 50 000 граждан. Снесенный в 1994 году Walled City, был печально известен как самое густонаселенное место на Земле.

Лайэм Янг является основателем аналитического центра Tomorrows Think Today, который исследует любые, даже самые фантастические сценарии развития города. Он широко признан в ведущих архитектурных СМИ, частый гость на каналах BBC, NBC, на страницах Wired, The Guardian, Time, Dazed and Confused, его работы хранятся в музее Метрополитен в Нью-Йорке и Виктории и Альберта в Лондоне. ВВС однажды охарактеризовала Янга как «человека, создающего наше будущее».

Planet City — самый последний проект Янга — впервые показанный на Триеннале Национальной галереи Виктории в Австралии в прошлом году, опирается на научную фантастику, а также обширные исследования и богатое воображение автора, чтобы создать образ того, что могло бы случиться, если бы человечество радикально повернуло вспять, остановив разрастание городов, осуществило «стратегическое отступление» во имя собственного выживания.


Построенный в соответствии с принципами экономики замкнутого цикла, Planet City мог бы занимать всего 0,02 процента поверхности планеты, то есть площадь, «примерно равную размеру среднего штата США». Созданный в рамках проекта короткометражный анимационный фильм Янга демонстрирует, к чему могут привести «столетия колонизации, глобализации и бесконечной эксплуатации природных ресурсов».

При этом Янг признает, что воспользовался оригинальной идееей, сформулированной еще американским биологом Эдвардом Уилсоном, предположившим, что массовое вымирание видов флоры и фауны можно предотвратить, оставив половину поверхности Земли дикой природе.

Лайэм Янг планирует поселить человечество в «жилых горах», построенных из переработанных материалов с продуктами питания, выращенными на «закрытых мега-фермах» и вертикальных садах. Город, который функционирует по замкнутому циклу и не производит отходов, будет включать порядка 220 000 квадратных километров зданий высотой до 165 этажей. Электроэнергия поступает от солнечных батарей, а тысячи ферм по выращиванию водорослей будут фильтровать загрязнения и обеспечивать дополнительную пищу.


«Planet City использует технологии, которые либо уже доступны, либо находятся в стадии разработки», — говорит Янг. Он намерен продемонстрировать, что смягчение последствий изменения климата во всем мире больше не является технологической проблемой, скорее идеологической, коренящейся в культурных условностях и политике.

Впрочем, Янг реалист и не испытывает иллюзий, относительно своего супергорода. Он придумал Planet City, чтобы побудить людей по-новому взглянуть на свою планету. В определенном смысле — это проект-предупреждение.


PS. Увы, предупреждение Янга выглядит по-настоящему мрачным. Поэтому, добавим немного красоты! Для баланса. Впрочем, люди эту красоту сохранить не сумели. Если аналогичная судьба через несколько десятков лет ждет природу, человечество даже в Planet Сity не сможет себя спасти.
 

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru