Маскот — дело тонкое
Лорд Монтегю де Болье (1866-1929) был страстным пропагандистом британского автомобилестроения. В 1909 году он, в качестве основателя и редактора журнала The Car Illustrated, поручил художнику Чарльзу Сайксу создать маскот (талисман) для своего Rolls-Royce Silver Ghost. Сайкс принес бронзовую статую молодой женщины в развевающемся платье, которую назвал «Шепот» (The Whisper). Лорд остался в восторге.
Но вскоре другие владельцы стали «украшать» свои автомобили кто во что горазд, и тем самым привели генерального директора Rolls-Royce Клода Джонсона в чувство глубокого неудовлетворения. Чтобы прекратить бардак, Джонсон поручил Сайксу разработать официальный талисман Rolls-Royce для защиты компании от «неприглядных» дополнений. Практичный Сайкс тонко переосмыслил «Шепот» и создал фигурку, впоследствии ставшую известной как Spirit of Ecstasy («Дух экстаза»). Этот дизайн был зарегистрирован как интеллектуальная собственность компании в 1911 году и стал одной из самых известных, знаковых и желанных эмблем в мире. Первоначально эмблема была около 18 см в высоту, сегодня Spirit of Ecstasy более миниатюрна — всего 9,5 см, почти в два раза короче.
В 1970-х годах некоторые страны пытались запретить использование талисмана на капоте по соображениям безопасности. В Швейцарии, например, клиентам вообще не разрешалось выставлять ее напоказ, и «Дух экстаза» держали в бардачке. Затем появился механизм, убирающий фигурку при касании или во время стоянки с выключенным двигателем. «Ритуальное» появление талисмана при запуске двигателя назвали «восход».
Но демарши против фигурки продолжаются. Недавно в ЕС запретили использование хорошо заметной в ночи Illuminated Spirit Of Ecstasy — как причину «светового загрязнения» стерильных и непорочных европейских городов. Это не только плохие новости для тех, кто хочет приобрести новый Rolls-Royce с сияющей в темноте Spirit of Ecstasy, но и для тех, кто уже это сделал, заплатив за опцию 4 570 долларов США. «Мы предложим вам полный возврат средств, замену талисмана на стандартный или другой вариант из нашего списка опций, — говорится в рассылке Rolls-Royce клиентам. — Мы с чистой совестью продали вам Illuminated Spirit Of Ecstasy, но вынуждены отозвать заказ не по своей вине».