Поиск по сайту

Сосудистая система Альдо Баккера

Текст Игоря Шеина, фото PR

Долго мы ждали повод представить вам Альдо Баккера — одного из наших любимых дизайнеров — и вот такой повод представился. В Городском музее изобразительных искусств Гааги с большим успехом проходит тематическая выставка Aldo Bakker Pouring Vessels посвященная сосудам. Причем сосудам не для хранения, а наливания различных жидкостей, от чая и масла, до соусов. Отсюда и буквальный перевод названия выставки: «Разливочные сосуды Альдо Баккера».

 


Итак, Альдо Баккер, сын дизайнеров Гийса Баккера и Эмми ван Леерсум, родился в 1971 году. О родителях стоит сказать особо, поскольку Альдо рос в удивительной семье. Его отец Гийс Баккер всегда был известен как яркий экспериментатор, в 1993 году основал студию Droog («сухой» — пер. nl). Молодые и независимые дизайнеры «Сухого» сразу же наделали много шума, а сама студия со временем превратилась в квинтэссенцию голландского дизайна.

С Эмми ван Леерсум, будущей мамой Альдо, Гийс познакомился в Амстердаме. Они вместе окончили престижную художественную школу, позднее ставшую Академией Геррита Ритвельда. Получив ювелирное образование Гийс и Эмми поженились, но через несколько лет, в начале 70-х, решили расстаться. Ван Леерсум продолжала заниматься ювелирным делом вплоть до своей смерти в 1984 году.

12 мая 1967 года супруги устроили в Городском музее Амстердама перформанс, который произвел фурор не только «в моменте», но и оказал огромное влияние на ювелирный дизайн последующих десятилетий. Во время шоу демонстрировалась коллекция авангардных украшений из алюминия, ПВХ и акрила. Модели были одеты в свободные рубашки и платья в пол, некоторых украшали футуристические короны. Девушки двигались под звуки электронной музыки, выхватываемые из темноты хаотичными лучами прожекторов. К сожалению, перформанс был не отснят даже на фото — в те времена технически это было почти невозможно сделать.

Слева и справа — Гийс Баккер и Эмми Ван Леерсум соответственно. Центральное фото — дуэт Gijs + Emmy в 1969 году
Впервые показанное на шоу в Амстердаме ожерелье Bakker’s Stovepipe (с соответствующим браслетом), стало иконой голландского дизайна. На фото Bakker’s Stovepipe демонстрирует Соня Баккер — популярная модель 60-х, однофамилица Гийса Баккера

 

Гийс и Эмми стали знаменитыми буквально на следующее утро. Посыпались приглашения и предложения от музеев и галерей самых разных стран мира. Очевидно, что в их необычных предметах впервые с такой убедительностью переплелись протест, мода, дизайн и искусство, что стало настоящим открытием для поколений, воспитанных на традиционных бриллиантах и ​​жемчуге. Критики до сих пор называют шоу 1967 года прорывом, началом эпохи дизайнерских украшений, а Гийс и Эмми — пионерами и создателями нового жанра.

Альдо Баккер


Чтобы не оказаться в тени своих выдающихся родителей Альдо Баккер с детства решительно не хотел становиться дизайнером. Но природа взяла свое, и молодой человек однажды почувствовал «момент озарения», когда просто рисовал бокал для шампанского. Он вспоминает, что «внезапно все встало на свои места. Я почувствовал возможность создавать что-то новое, форму, материал, цвет, сделал то, что оказалось действительно моим».

Постепенно юный Баккер вошел во вкус и «дизайн, который начинался как увлечение, превратился в почти зависимость». Вырабатывается уникальный, свойственный только Альдо Баккеру подход, — сперва он работает исключительно над формой, материал и отделка приходят позже. Объект должен вызывать интерес, желание его разглядывать, любоваться им. «Вот, например, — Альдо берет в руки фарфоровую масленку. — Представьте, что в мире совсем не осталось оливкового масла, сохранила бы она свою ценность?»

Сегодня работы Альдо Баккера представлены в лучших галереях по всему миру, у него массапрестижных наград. Его предметы находятся в постоянных собраниях Художественного музея в Амстердаме, Музее дизайна в Генте, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, в Центральном музее Утрехта, в Музее Бойманса-ван Бенингена в Роттердаме, Музее дизайна Vitra, ряде других.

Watering Can — медный кувшин 2010 года, созданный по заказу Томаса Эйка


На выставке в Гааге представлены около сорока «разливочных сосудов» Альдо Баккера. Дизайнер называет их schenkers. Этот неологизм происходит от голландского глагола schenken, означающего «пожертвовать». Однако существительное schenker относится только к человеку, который жертвует, а не к сосуду, из которого наливают. Это говорит о том, что по мысли Баккера, schenker не относится к заурядным сосудам. «Это нечто большее, чем просто графин, из которого можно наливать воду или вино», — говорится в примечании к выставке.

За примерами ходить не надо. Достаточно взглянуть на Watering Can — медный кувшин 2010 года, созданный по заказу Томаса Эйка фактически из трубки. Соусница Soy Pourer, мы поместили ее на главное фото, полна драматизма благодаря изящно изогнутому носику, напоминающему клюв экзотической птицы.

Французской компания Puiforcat пригласила Альдо Баккера разработать чайно-кофейный сервиз. Так появился Fluiditе — набор, состоящий из чайника, кофейника, сливочника и сахарницы из стерлингового серебра и черного дерева, а также двух фарфоровых чашек. Все предметы изготовлены вручную в мастерских Puiforcat в Париже. Сервиз произвел настолько сильное впечатление, что британская газета The Telegraph даже посвятила ему целую статью. На выставке в Гааге сервиз представлен сливочником Horn.

Сливочник Horn
Фарфоровый HopStep
Silver Pourer
Чайник


Баккер любит создавать одинаковые предметы в разных материалах. Такова коллекция Pot Variations для ирландского бренда J. HILL’s Standard. В частности, сосуды HopStep, предназначенные «для хранения драгоценных жидкостей, будь то вино, соя, сакэ, масло или в качестве заварочной емкости для чая». HopStep существует в вариантах из выдувного стекла, фарфора, хрусталя и камня.

По поводу «разливочных сосудов» Альдо Баккера в Гааге очень хорошо сказано: «Хотя, в конечном счете, это всего лишь функциональные изделия, которые должны соответствовать ряду технических и функциональных критериев, предметы Баккера также стимулируют сенсорную и творческую реакцию их пользователей и зрителей. Каждый новый сосуд таит в себе что-то новое». И дарит его людям. Как и полагается истинным schenkers.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru