Предновогоднее чудо в Москве: бывшая электростанция превратилась в Дом культуры «ГЭС-2»
В Москве, в здании бывшей городской электростанции на Болотной набережной, состоялось долгожданное открытие Дома культуры «ГЭС-2». На общей площади 20 000 квадратных метров расположены выставочные залы, библиотека, кинотеатр, концертный зал, мастерские, студии и резиденции художников, магазины, ресторан, кафе, детская площадка и аудитории для публичных и просветительских мероприятий.
Внутри Дом культуры залит светом — днем естественным, поступающим сквозь огромные окна и стеклянную крышу, по вечерам, разумеется, искусственным. Он оборудован подземным паркингом на 500 автомобилей, а все что находится снаружи, как и само здание, вылизано до стерильной чистоты, что представляет собой оглушительный контраст с недавним прошлым: бывшая ГЭС-2 годами стояла в бесхозном запустении, покрываясь слоями грязи сложносочиненного цвета. Рядом с новым центром искусств посадили целую рощу молодых березок, говорят, 700 штук.
![](/media/ck_upload/GES_2_The_New_Bohemian_6.jpg)
![](/media/ck_upload/GES_2_The_New_Bohemian_2.jpg)
![](/media/ck_upload/GES_2_The_New_Bohemian_4.jpg)
![](/media/ck_upload/GES_2_The_New_Bohemian_W2.jpg)
Дом культуры «ГЭС-2» — это постоянная площадка фонда V–A–C (что означает «Виктория — искусство быть современным») — некоммерческого фонда современного искусства, основанного в 2009 году Леонидом Михельсоном и Терезой Мавика в Москве. Назван в честь дочери Михельсона Виктории. Цель фонда —организация выставок и перформансов, обучение, издательская деятельность, поддержка профессионального развития российских художников, кураторов и исследователей.
![](/media/ck_upload/GES_2_The_New_Bohemian_1.jpg)
Бывшая городская электростанция была построена в 1904–1907 гг. по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. В 2009 году зданию ГЭС-2 присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения. Проект реконструкции, задачей которой было максимально сохранить исторический облик здания, стал первой работой в России бюро RPBW (Renzo Piano Building Workshop) знаменитого архитектора Ренцо Пиано, лауреата Притцкеровской премии, автора выдающегося Центра Помпиду в Париже.
Официально сумма затрат на «ГЭС-2» не называется, но по слухам, Дом культуры обошелся минимум в 500 миллионов евро.
![](/media/ck_upload/GES_2_The_New_Bohemian_11.jpg)
Программа «ГЭС-2» уже утверждена на ближайшие годы, состоит из нескольких сезонов и посвящена трансформации, которую пережила российская культура за последние три десятилетия.
Первый сезон называется «„Санта-Барбара“. Как не поддаться колонизации?» и включает в себя три основных проекта — масштабный перформанс «„Санта-Барбара“. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона»; групповую выставку «В Москву! В Москву! В Москву!», с работами начала XX века и новыми, специально для этой выставки созданными; а также многоформатный проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Он состоит из выставки, рейва, серии стендап-выступлений и уличной танцевальной процессии. Художники, хореографы, драматурги, музыканты, композиторы и комики постараются вместе «переизобрести» карнавал, чтобы понять, каким он мог бы быть сегодня.
![](/media/ck_upload/GES_2_The_New_Bohemian_7.jpg)
![](/media/ck_upload/GES_2_The_New_Bohemian_12.jpg)
![](/media/ck_upload/GES_2_The_New_Bohemian_9.jpg)
Не может не радовать, что по количеству великолепных выставочных площадок Москва стремительно догоняет ведущие мировые центры современного искусства. В частности, совсем недавно были объявлены сроки завершения реконструкции павильона «Шестигранник», который войдет в комплекс музея «Гараж».