Поиск по сайту

Архитектура особого назначения

Текст: редакция

Многие согласятся, что еще на заре времен большинство сооружений, построенных с привлечением опытных зодчих, возводились не для того, чтобы в них жить. Это были в основном храмы — человек не думал о себе, не думал об утилитарном. К счастью, эта традиция не умерла. Она дошла до наших дней и весьма активно развивается. В подтверждение сказанного приведем три примера. Правда один из них, Panda Tower, вписывается в нашу подборку с небольшой натяжкой, поскольку несет в себе изрядную долю практической необходимости. Но смелость и уникальность этого проекта не могли оставить нас равнодушными.


Panda Tower
ФОТО SIMON, ARCH-EXIST

Panda Tower спроектирована бюро UDG Atelier Alpha для нового кампуса Исследовательской базы по разведению гигантских панд в Чэнду, Китай. Она сразу же превратилась в культурную достопримечательность, которая несет в себе и крайне важную научно-просветительскую функцию.

Растущая из земли, словно побег бамбука, башня достигает одиннадцати этажей. Каждое из криволинейных перекрытий содержит смотровую площадку. Здание напрочь лишено стен и перегородок — посетители могут любоваться не только ландшафтом, но и незаурядной конструкцией башни.

Бамбук, широко распространенный в этих краях, как известно, является любимой пищей большой панды, а также считается одним из самых популярных ингредиентов в сычуаньской кухне. В то время как сама идея Panda Tower вдохновлена ​​​​этим замечательным растением, концепция, конструкция и эксплуатация ее в значительной степени зависит от самых современных технологий.

Интерьеры представлены преимущественно выступающими плитами пола и поддерживающими их арочными структурными элементами. Плавность изгибов плит отсылает к лепесткам гибискусасимволу города Чэнду — а обильная позолота сверкает так, что потребность во внутреннем освещении кажется излишеством.

Если смотреть вверх из атриума, плиты и арочные опоры напоминают лепестки гибискуса

Верхняя часть Panda Tower оснащена механической системой, которая открывает фасадные блоки в соответствии с запрограммированными углами и скоростью — здание полностью контролируется компьютером. В сущности Panda Tower — это симбиоз архитектуры, природы и технологий. А также очередное свидетельство архитектурного ренессанса Китая. В этой стране как в никакой другой архитектура мирового класса появляется даже в самых малонаселенных и удаленных от мегаполисов районах. И это поразительно.


Павильон Qaammat
ФОТО JULIEN LANOO

Расположенный в Сарфаннгуите, заповедном крае Западной Гренландии и объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2018 года, павильон Qaammat Константина Икономидиса (бюро Konstantin Arkitekter) предназначен для прославления и популяризации нематериального культурного наследия народности инуитов, а также традиционных познаний этого народа об окружающей среде.

Павильон разработан как абстрактный объект, но, что наиболее важно, — это символический жест, отдающий дань богатой истории и самобытности древней гренландской культуры.

Выбор места был обусловлен желанием подчеркнуть величие природы и стереть физическую грань между искусственным сооружением и естественным ландшафтом. Павильон закреплен на скалистой поверхности с помощью анкеров точно так же, как и любой типичный дом в этих краях.

Специально отлитые для павильона компанией WonderGlass стеклянные блоки разработаны в сотрудничестве со специалистами Делфтского технического университета, изучающими стекло как строительный материал. В университете провели эксперименты по креплению стеклоблоков с помощью клея Dow Inc и продемонстрировали, как это сделать на месте.


Black Chapel
ФОТО IWAN BAAN

Начало традиции положила Заха Хадид, когда в 2000 году построила первый временный «змеиный павильон» (Serpentine Pavilion) в Кенсингтонских садах города Лондона. Поскольку каждый павильон сооружается ровно на определенный период времени, нынешний, созданный чикагским художником Теастером Гейтсом, является двадцать первым по счету.

Творчество Гейтса ранее не было связано с архитектурой, поэтому над Black Chapel он работал в тесном контакте с обладателем золотой медали RIBA (Royal Institute of British Architects) Дэвидом Аджайе, которого описывает как своего «переводчика-юриста-архитектора». Помощь студии Adjaye Associates позволила, по словам Гейтса, «создать здание лучше, чем он планировал».

Цилиндр диаметром 16 и высотой 10,7 метров оказался самым большим из ранее построенных в парке павильонов. Его крыша, увенчанная в центре окулусом отсылает не столько к Пантеону в Риме, сколько к печам для обжига в Сток-он-Тренте — центре промышленного производства керамики в Англии. «Эти печи представляют собой удивительные пустые сосуды, которые могут воспроизводить энергию и акустику пространства словно часовни», — считает Гейтс, мечтающий о том, чтобы у людей было больше возможностей отвлечься от проблем и провести время в тишине.

Теастер Гейтс в своем павильоне. Фото Harry Richards

Внутри художник разместил серию из семи своих картин, сделанных из смолы специально для Black Chapel как дань уважения его отцу, который недавно скончался. В течение лета павильон будет занят для проведения разнообразной программы мероприятий, включая концерты экспериментальной музыки, глиняные мастер-классы, японские чайные церемонии, «звуковые интервенции» и панельные дискуссии.

Сооружение Теастера Гейтса построено из черненых деревянных балок и обшито фанерой. Оно полностью разборное и, также как и здание прошлого года, уже приобретено в собственность компанией Theme Group.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru