Дэвид Аджайе: «Я всегда был очарован алхимией материалов»
Британский архитектор Дэвид Аджайе заканчивает строительство необычного небоскреба в Нью-Йорке. Его необычность заключается главным образом в том, что Аджайе отказался от принципа сплошного остекления и придумал, можно сказать, новый материал, который, возможно, позволит разнообразить палитру большинства архитекторов высоток. The New Bohemian встретился с Дэвидом Аджайе в Милане и обсудил актуальную тему.
Дэвид, я хотел бы поговорить не об архитектуре, а о материалах. Вы решили использовать в небоскребе 130 William в Нью-Йорке бетон придав ему фактуру застывшей лавы. До этого никто ничего подобного не делал. Как вы пришли к этой идее и почему?
Я всегда был очарован алхимией материалов, тем, как материалы могут быть переосмыслены заново и т.д. Стеклянные небоскребы выглядят очень хрупкими. Я же хотел вернуться к идее башни, как к стеле, обелиску, совершенно непрозрачному, но с формой, подчеркиваемой светом и не растворяюшейся в ландшафте. И вы знаете, самые первые небоскребы сегодня воспринимаются именно так. Кроме того, я просто был очарован идеей лавы, расплавленной породы, жидкого камня как своего рода мультиматериала, который может сформировать тело этой вещи. Камень стал очень важным.
Вы попытались имитировать камень в бетонном материале?
Вы знаете, было бы слишком просто использовать бетон «как бетон». И я не хотел делать бетонное здание. Я хотел создать что-то, что имело бы вид трансформации. Заинтересовался застывшей лавой и начал экспериментировать.
Верите ли вы, что ваша башня — это просто особый случай и все останется по-прежнему или будущее стеклянных небоскребов под вопросом потому, что их так много?
Очень много, да. И все они выглядят одинаково. Когда Мис ван дер Роэ построил первый стеклянный небоскреб в Нью-Йорке (речь идет о здании Seagram Building, 1954-58 гг — прим. TNB), это было невероятно, настоящий прорыв! Сегодня нам нужно посмотреть нашу собственную историю и понять, как мы хотим строить в XXI веке. Поэтому я изначально отказался от идеи стеклянной башни и, что интересно, многим молодым дизайнерам это нравится. Я имею в виду то, что знаю о дюжине проектов будущих небоскребов в Нью-Йорке, созвучных тому, что я делаю. Главное открыть возможность диверсификации.
Здесь на Неделе дизайна мне очень понравился проект девушки из Турции, придумавшей технологию переработки песка в строительную и декоративную плитку.
Да. Замечательный проект.
Но в тоже время многие полагают, что запасы песка на земле ограничены. Кроме того, песчаные пустыни ведь не мертвая среда. Правильно ли, с точки зрения экологии, увеличивать в архитектуре потребление песка?
На самом деле песка для строительства более чем достаточно. Проблема в том, что в настоящий момент для постоянно возрастающих объемов производства бетона требуется так называемый мелкий песок, а он очень редкий. Мы находим его на специальных пляжах, используем дорогой механический процесс для просеивания. Но если мы сможем использовать обычный песок со всеми примесями, это будет огромной трансформацией, причем без ущерба для экологии.
Кстати, есть много идей использования такого песка в архитектуре минуя бетон, в частности 3D-печать с добавками для энтропии. Если кто-то сумеет поставить такие идеи на широкую ногу, случится невероятный прогресс, мы уменьшим зависимость от бетона. Возможно, речь идет следующем большом чудо-материале. Произойдет мощный технологический скачок как только он появится.