«Дизайнеры должны следовать неким правилам, принятым нормам. И почему, я спрашиваю?»
Если Илон Маск только собирается на Марс, то дизайнер Нери Оксман уже знает как выжить на Юпитере. Исследуя возможности трехмерной печати, она превращает панцири членистоногих в новый строительный материал, используя технику шелкопрядов, готова соткать интерьеры будущего. Таблоиды утверждают, что на ее красоту положил глаз одинокий Бред Питт, но сомневаюсь, что он способен предложить Нери интересную тему для разговора.
Нери Оксман родилась в Хайфе в семье архитекторов и интеллектуалов. Ее родители — американский отец и израильская мать — хорошо известны на местной дизайнерской сцене. Девочка росла между «природой и культурой», периодически проводя время в бабушкином саду и родительской дизайн-студии. Сегодня Нери — профессор Sony Corporation Career Development и доцент в MIT Media Lab, где она основала и руководит исследовательской группой Mediated Matter.
Область ее творческих интересов обширна и простирается от создания трехмерных печатных экзоскелетов до биоразлагаемой архитектуры. Удивительно, но Оксман никогда не встречалась с Захой Хадид, хотя их объединяет отношение к природе, созданию новых материалов и форм. Впрочем, Оксман считает наследие Хадид прелюдией к гораздо более масштабной революции в мире дизайна, отходу от имитации природы в пользу взаимодействия с ней на биологическом уровне. Оксман называет это «Материальная экология». «Мы можем вычислить химические и физические свойства материалов, чтобы связать периодическую таблицу с геномом. Например, молекулярные биологи могут делиться фрагментами кода ДНК с дизайнерами».
Звучит пока не от мира сего, однако вопросы, которая она перед собой ставит, более чем актуальны уже сейчас. Известно, что самый распространенный материал в строительстве — это бетон. Между тем, запасы песка необходимого для приготовления бетонных смесей, в мире далеко не бесконечны. Оксман и ее команда изучают применительно к архитектуре свойства хитозана (деацетилированного хитина) — а хитина в мире более чем, это второй по численности биополимер на Земле. Возможности открываются невероятные! Вообразите здания, в которых нет необходимости делать окна — стены могут становиться прозрачными.
В архитектуре и дизайне существует практика движения по вертикали сверху вниз. Архитектор придумал здание, а остальные его строят. «Но природа не работает таким образом. — считает Оксман. — Поэтому, я позволяю материалу создавать то, что он “хочет”».
Работы Нери Оксман включены в постоянные коллекции Музея современного искусства (MoMA), Центра Жоржа Помпиду, Музея прикладного искусства в Вене (MAK), Бостонского музея науки, во многие престижные частные коллекции. Оксман и ее команда завоевали множество наград и получили признание на медийных площадках, журналы назвают ее в числе «самых влиятельных дизайнеров и архитекторов для формирования нашего будущего», а в 2016 году она была названа «культурным лидером» на Всемирном экономическом форуме.
Оксман признает консерватизм и естественные ограничения окружающей нас действительности, но полагает, что любая преграда — это новое начало. «Есть определенная высота, которую может достичь дерево, поскольку существует предел, на который оно способно перекачивать влагу. Но технологии, которые мы изучаем, могут значительно продвинуть возможности природы». Кажется, я понял. Представил растущий сровно дерево обитаемый небоскреб. Почему бы и нет?
Избранные проекты Нери Оксман
Здесь и ниже — несколько работ из серии, посвященных планетам Солнечной системы. Серия представляет собой классические элементы, понимаемые древними для поддержания жизни (земля, вода, воздух и огонь) и предлагает их биологический аналог в виде микроорганизмов, созданных для взаимодействия с инопланетной средой. Проектные исследования, лежащие в основе этой коллекции, находятся на пересечении многослойной трехмерной печати и синтетической биологии. Средневековые арабы проявляли большой интерес к изучению небесных тел, использовали созвездия как руководство в путешествиях. В честь этих древних вкладов в науку, проекты названы согласно арабским названиям планет: Муштари (Юпитер), Зухал (Сатурн), Кумар (Луна) и т.д.
Mushtari
Zuhal
Qamar
Gemini
Anthozoa
Rottlace