Поиск по сайту

«Дизайнеры должны следовать неким правилам, принятым нормам. И почему, я спрашиваю?»

Текст Игоря Шеина, портреты Tony Luong, Noah Kalina, фото проектов Yoram Reshef, Michel Figuet, Eloy Ricardez Luna

Если Илон Маск только собирается на Марс, то дизайнер Нери Оксман уже знает как выжить на Юпитере. Исследуя возможности трехмерной печати, она превращает панцири членистоногих в новый строительный материал, используя технику шелкопрядов, готова соткать интерьеры будущего. Таблоиды утверждают, что на ее красоту положил глаз одинокий Бред Питт, но сомневаюсь, что он способен предложить Нери интересную тему для разговора. 

Нери Оксман родилась в Хайфе в семье архитекторов и интеллектуалов. Ее родители — американский отец и израильская мать — хорошо известны на местной дизайнерской сцене. Девочка росла между «природой и культурой», периодически проводя время в бабушкином саду и родительской дизайн-студии. Сегодня Нери — профессор Sony Corporation Career Development и доцент в MIT Media Lab, где она основала и руководит исследовательской группой Mediated Matter.
 


Область ее творческих интересов обширна и простирается от создания трехмерных печатных экзоскелетов до биоразлагаемой архитектуры. Удивительно, но Оксман никогда не встречалась с Захой Хадид, хотя их объединяет отношение к природе, созданию новых материалов и форм. Впрочем, Оксман считает наследие Хадид прелюдией к гораздо более масштабной революции в мире дизайна, отходу от имитации природы в пользу взаимодействия с ней на биологическом уровне. Оксман называет это «Материальная экология». «Мы можем вычислить химические и физические свойства материалов, чтобы связать периодическую таблицу с геномом. Например, молекулярные биологи могут делиться фрагментами кода ДНК с дизайнерами».

Звучит пока не от мира сего, однако вопросы, которая она перед собой ставит, более чем актуальны уже сейчас. Известно, что самый распространенный материал в строительстве — это бетон. Между тем, запасы песка необходимого для приготовления бетонных смесей, в мире далеко не бесконечны. Оксман и ее команда изучают применительно к архитектуре свойства хитозана (деацетилированного хитина) — а хитина в мире более чем, это второй по численности биополимер на Земле. Возможности открываются невероятные! Вообразите здания, в которых нет необходимости делать окна — стены могут становиться прозрачными. 
 


В архитектуре и дизайне существует практика движения по вертикали сверху вниз. Архитектор придумал здание, а остальные его строят. «Но природа не работает таким образом. — считает Оксман. — Поэтому, я позволяю материалу создавать то, что он “хочет”».

Работы Нери Оксман включены в постоянные коллекции Музея современного искусства (MoMA), Центра Жоржа Помпиду, Музея прикладного искусства в Вене (MAK), Бостонского музея науки, во многие престижные частные коллекции. Оксман и ее команда завоевали множество наград и получили признание на медийных площадках, журналы назвают ее в числе «самых влиятельных дизайнеров и архитекторов для формирования нашего будущего», а в 2016 году она была названа «культурным лидером» на Всемирном экономическом форуме. 

Оксман признает консерватизм и естественные ограничения окружающей нас действительности, но полагает, что любая преграда — это новое начало. «Есть определенная высота, которую может достичь дерево, поскольку существует предел, на который оно способно перекачивать влагу. Но технологии, которые мы изучаем, могут значительно продвинуть возможности природы». Кажется, я понял. Представил растущий сровно дерево обитаемый небоскреб. Почему бы и нет?


Избранные проекты Нери Оксман

Здесь и ниже — несколько работ из серии, посвященных планетам Солнечной системы. Серия представляет собой классические элементы, понимаемые древними для поддержания жизни (земля, вода, воздух и огонь) и предлагает их биологический аналог в виде микроорганизмов, созданных для взаимодействия с инопланетной средой. Проектные исследования, лежащие в основе этой коллекции, находятся на пересечении многослойной трехмерной печати и синтетической биологии. Средневековые арабы проявляли большой интерес к изучению небесных тел, использовали созвездия как руководство в путешествиях. В честь этих древних вкладов в науку, проекты названы согласно арабским названиям планет: Муштари (Юпитер), Зухал (Сатурн), Кумар (Луна) и т.д. 


Mushtari

Проект Муштари разработан как единый сосуд, наполненный живым веществом, вдохновлен формой и функцией желудочно-кишечного тракта человека, предназначен для использования в качестве системы потребления и переваривания биомассы. Фактически, перед нами искусственный желудок. 3D-печать с использованием технологии Stratasys.

 

Zuhal

На Сатурне царят ураганы и вихри. Проект Зухал покрыт волокнистой поверхностью, напоминающей вихрь, в которой содержатся бактерии, превращающие углеводороды в съедобные вещества, которые можно безопасно употреблять в пищу. 3D-печать с использованием технологии Stratasys. 

 

Qamar

Проект назван в честь богини Луны и функционирует как носимая пневматическая поверхность для генерации и хранения кислорода. Содержит пространственные сферические карманы для очистки воздуха и сбора биотоплива на основе водорослей. 3D-печать с использованием технологии Stratasys. 

 

Gemini

Близнецы — это акустический шезлонг. Полузамкнутое пространство из древесины изнутри покрыто звукопоглощающим эластичным полимером. 3D-печать с использованием технологии Stratasys.

 

Anthozoa

Эта модель дебютировала на Парижской неделе моды весной 2013 года в рамках сотрудничества с дизайнером Ирис Ван Херпен для ее шоу Voltage. Юбка и плащ были изготовлены с использованием технологии 3D-печати Stratasys. В настоящий момент изделие находится в Музее изобразительных искусств в Бостоне, США.

 

Rottlace

Rottlace означает «без кожи» на исландском. Серия начинается с маски, которая эмулирует лицевую структуру Бьорк и завершается маской, которая показывает новую идентичность, независимо от ее происхождения. Маски напечатаны на принтере Stratasys с использованием полимера на основе акрила. Одна из масок (на ч/б фотографии) была выбрана Бьорк для выступления в токийском музее Мираикан. «Бог дал вам одно лицо, а вам надо завести другое» — писал Уильям Шекспир в Гамлете. Много других лиц, уточняет Нери Оксман.

 

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru