
Palazzo Portinari Salviati: остановиться в истории
Когда-то это здание служило домом для двух самых знаменитых и влиятельных флорентийских семей эпохи Возрождения: Портинари и Сальвиати.
Все началось, когда банкир и настоятель Флоренции Фолько Портинари (1258-1289) построил в городе несколько домов, которые в XV веке были преобразованы в большое палаццо. Он же стал основателем больницы Санта-Мария-Нуова, что по соседству, старейшего и наиболее важного благотворительного учреждения Флоренции. Сейчас к ней ведет небольшая улочка, названная его именем.

Но самое любопытное, пожалуй, заключается в том, что Фолько был отцом Беатриче, музы Данте Алигьери, одного из самых величайших поэтов всех времен, чьи произведения, помимо прочего, написанные на тосканском диалекте, а не на латыни, значительно подняли в мире статус итальянского языка. Беатриче была его первой и платонической любовью, вышла замуж за другого и скончалась при родах, не достигнув 25 лет. Она воспета в главных произведениях Данте, что оказало значительное влияние на развитие темы платонической любви в европейской поэзии последующих веков. Судя по утверждениям Данте, он общался с нею всего два раза в жизни, однако видеть мог постоянно, поскольку они вращались в одном обществе. От первой встречи с Беатриче у девятилетнего Данте остались впечатления на всю жизнь, которые в дальнейшем только усиливались. Второй раз, много лет спустя, они лишь поздоровались на улице, но это наполнило поэта такой невероятной радостью, что он прибежал в свою комнату, где «предался мыслям о куртуазнейшей госпоже», которые впоследствии воплотились в сборнике сонетов «Новая жизнь». Поэт был старше своей музы на один год и, вскоре после ее кончины, довольно удачно женился по расчету. Вероятно, Беатриче была не только первой, но и единственной любовью Данте.
В 1456 году Якопо Сальвиати, муж Лукреции Лоренцо Медичи (дочери знаменитого Лоренцо Медичи Великолепного), приобрел палаццо Портинари, дополнительно расширил и модернизировал его по последнему «слову техники» своего времени. В общей сложности семья Сальвиати владела палаццо более трехсот лет (1456-1768 гг). Дочь Якопо, Мария Сальвиати, родила Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы, чья статуя украшает внутренний дворик палаццо (главное фото).

На протяжении веков на территории палаццо разворачивались истории великих мужчин и женщин, таких как гонфалоньер Якопо Сальвиати, поручивший Микеланджело создание скульптуры Давида; основатель Академии делла Круска (образовательное заведение в Италии, объединяющее знатоков и экспертов в области лингвистики и филологии итальянского языка) Леонардо Сальвиати; Филиппо Сальвиати, одного из ближайших друзей Галилео Галилея… Это дворец, который принимал пап, кардиналов, королей и королев, от папы Льва XI (сына Оттавиано Медичи и Франчески Сальвиати, между прочим), до Марии Медичи, королевы Франции и матери Людовика XIII, вплоть до короля Дании Фредерика IV.
В 1865 году дворец стал резиденцией Министерства Милости и Юстиции (Grace and Justice), которое продало его в 1870 году Банку Тосканы. Банк владел недвижимостью вплоть до сентября 2016 года, после чего уступил ее компании LDC Group, немедленно приступившей к интенсивной реставрации и реконструкции легендарного здания силами и талантами миланской студии Spagnulo & Partners.
Работы завершились только в прошлом году. Сегодня среди дворов и залов, украшенных фресками потолков и мраморных полов, находятся 13 выдающихся (без малейшего преувеличения) люксов, 25 апартаментов, ресторан высокой кухни и спа-салон.

Стремясь сохранить наследие и множество историй, связанных с палаццо, студия Spagnulo & Partners тесно сотрудничала с мастерами-реставраторами компании Faberestauro, отвечавшими за сохранение исключительных произведений искусства, включая фрески, выполненные Алессандро Аллори. Цикл фресок Аллори и его помощников, написанный в 1575–1576 годах, с историями об Улиссе и Геракле, а также необыкновенный фриз Батрахомиомахии (Batrachomyomachia), изображающий битву между лягушками и мышами, описанную в поэме, приписываемой Гомеру, представляют особый интерес.
Тщательная реставрация на основе точных историко-художественных изысканий, кропотливых диагностических исследований и особого внимания к местным материалам и методам, буквально возродила великолепие места, в течение многих лет пребывавшего в запустении.
С Виа дель Корсо вы попадаете сразу во двор Козимо I, который получил свое название от стоящей в центре оригинальной статуи Козимо I Медичи в облачении римского императора. Двор, обставленный прекрасными предметами старины, имеет естественное освещение благодаря стеклянной крыше, которая открывается в любое время года при благоприятной погоде. Клетчатый мраморный пол, чередующийся серым бардильо и белым каррарским мрамором, в точности такой же как на фреске Мадонны с младенцем XIII века, которую можно увидеть тут же на портике.
Далее следует Императорский двор, где находится новый ресторан Chic Nonna шеф-повара Вито Моллика, обладателя звезды Michelin. Chic Nonna — это дань неспешному ритму деревенской еды и глубокому пониманию «продуктов земли»: простых, сезонных, местных. Ценность блюда заключается в качестве его ингредиентов, полагает Моллика и добавляет, что «самым важным ингредиентом из всех» является его команда.
В бельэтаже, или, как говорят итальянцы, piano nobile (на всякий случай, это второй этаж после цокольного), вы попадаете в галерею. Стены, расписанные Томмазо Герардини в 1783 году, имеют архитектурный подход, который визуально усиливает структуру нефа. Пол в галерее, как и в некоторых люксах на piano nobile, выполнен в технике семинато, типичной для флорентийских дворцов эпохи Чинквеченто (XVI века), когда чередовались белый каррарский, серый бардильо, красный веронский и желтый сиенский сорта мрамора.



Пять исторических люксов на piano nobile, выходящие на Виа дель Корсо, характерны огромными окнами и гербами исторических гильдий эпохи Возрождения. Главный люкс Франческо I Медичи и люкс Данте Алигьери дополняют тщательно отреставрированные детали эпохи Возрождения, в том числе камины из тосканского песчаника, полы из аутентичного флорентийской керамической плитки котто и высокие кессонные (c углублениями между балками) потолки, которые в люксе Франческо I Медичи имеют особое историческое значение, поскольку были изготовлены непосредственно по заказу семьи Портинари.
Потолки в люксах Марии Медичи, Фредерика IV и Беатриче Портинари были расписаны Томмазо Герардини между 1783 и 1784 годами. Сегодня они приведены в первозданное состояние и изображают божеств из греческой мифологии, а также подвиг Марка Курция (люкс Марии Медичи), легендарного героя, который в 362 году до нашей эры совершил devotio (самопожертвование), бросившись верхом и в полной боевой амуниции в пропасть, чтобы спасти Римскую империю.













На верхних этажах расположены другие люксы палаццо и апартаменты (сдаваемые исключительно в аренду) с паркетом, уложенным итальянской елочкой, напоминающей плетение, стенами, оштукатуренными в технике марморино (marmorino), причем в старинном оригинальном ее варианте, включающим финишную отделку воском. Большое внимание к деталям можно увидеть в разноцветных «коврах», не уступающих по сложности мраморным «коврам» баптистерия Флоренции. На самом верхнем уровне находится люкс Галилео Галилея, с деревянными панелями и мебелью, отсылающей к миру астрономии. Из этого люкса открывается 360-градусный вид на город, от купола Санта-Мария-дель-Фьоре до башни Палаццо Веккьо, что на площади Синьории.
В столице Тосканы появился новый уникальный отель, который, несмотря на новизну, совершенно неотделим от истории города.