Старый рекан, современный дизайн и традиционные ценности
Отель Matsumoto Jujo когда-то был реканом Koyanagi, который открылся аж в 1686 году. Для Японии обычное дело. Как вы понимаете, с тех пор много геотермальной воды утекло, и сегодняшний владелец рекана, вероятно, за неимением сил и средств, решил продать фамильное достояние компании Jiyujin, что стало шоком для местного населения. Граждане были почему-то уверены, что их обманут и на месте привычных бань с лечебными источниками появится нечто чужеродное.
Но компания Jiyujin обманывать никого не собиралась. У нее своя история, конечно, не такая древняя, как у рекана Koyanagi, но по-своему примечательная. Jiyujin появилась в 1989 году в скромной комнатушке недалеко от Университета искусств Мусасино. Учредил ее студент университета Тору Иваса (Toru Iwasa). Тору изучал дизайн интерьеров, но еще со школы обожал журналы и со временем стал редактором. Точнее, главным редактором журнала Jiyujin, который сам же и основал. Jiyujin в переводе с японского означает непоседу, горящего желанием делать свою жизнь богаче и разнообразнее, но делать это непременно с удовольствием.

Сегодня Jiyujin — один из самых популярных lifestyle журналов в Японии. Он очень национально ориентированный, про все японское и, несмотря на веселую подачу, любит глубоко погружаться в серьезные темы: органические продукты, еда, искусство, локальный туризм, культура. О чем бы ни шла речь, Jiyujin пытается докопаться до так называемой «подлинности» и в поисках «подлинности» видит свою миссию.
Еще, возможно, Jiyujin стал таким популярным, потому что изобрел противоядие от бешеного ритма Токио — не всем он по душе. Иваса даже перенес редакцию из столицы в безмятежную пастораль отдаленного района Минами-Уонума. Он пришел к парадоксальному, на первый взгляд, выводу, что «вещи» (читай объекты, предметы, продукты) сегодня превращаются в «настоящие медиа», или «одно рисовое зернышко становится средством массовой информации». Иваса занялся производством органического риса и сакэ, еды без добавок, натуральной пасты мисо и соевого соуса. Он запустил проект Organic Express, который поставляет натуральные продукты онлайн, одновременно проливая свет на то, как, кем и из чего они сделаны.
Тору Иваса пришел к парадоксальному, на первый взгляд, выводу, что «вещи» (читай объекты, предметы, продукты) сегодня превращаются в «настоящие медиа», или «одно рисовое зернышко становится средством массовой информации»
В 2014 году Тору Иваса открыл свой первый отель Satoyama Jujo реконструировав старинный дом в префектуре Ниигата. Затем последовал «книжный» отель Hakone Honbako, бюджетный (по японским меркам) таунхаус KOO Otsuhyakucho в старом Токайдо и вот, наконец, мы дошли до отеля Matsumoto Jujo, вызвавшего у жителей Мацумото поначалу массу волнений. Но все быстро устаканилось, и как вскоре убедились жители — а Matsumoto Jujo функционирует уже год с небольшим — лучшего владельца чем Тору Иваса и представить сложно. Разумеется, довольны не все. Во всяком случае пожилые горожане, привыкшие всегда ворчать по поводу и без, теперь вынуждены мыться дома: общественные бани в рекане пришлось закрыть.




Тору Иваса справедливо рассудил, что за триста с лишним лет рекан Koyanagi дожил до наших дней далеко не в первозданном состоянии. Владельцы ремонтировали и расширяли его не особо беспокоясь о мнении общественности. Наиболее существенные изменения произошли в ХХ веке, когда во времена правления императора Хирохито строители начали активно применять бетон и деревянный рекан стал бетонным. Чтобы во всем разобраться и превратить Koyanagi в «место, где пересекаются прошлое и будущее», Иваса нанял молодую архитектурно-дизайнерскую фирму Suppose Design Office известную своим пристрастием к минимализму, почитанием традиций и стремлением создавать новые ценности посредством дизайна.

В результате на площадке старого рекана и под общим брендом Matsumoto Jujo появились два отеля: Matsumoto Honbako и Koyanagi, а общественная баня и банкетный зал превратились в библиотеку и ресторан. Красное ковровое покрытие в библиотеке, по мысли дизайнеров, вызывает ассоциации с цветом антикоррозийной краски, которая покрывала железобетонный пол бывшей бани. Раковины, краны и плитку оставили как исторические артефакты.






Как и прежде в новом отеле нет парковки. Гости оставляют машину у кафе artless craft tea & coffee, которое также служит стойкой регистрации. Тут же можно подкрепиться пельмешками ояки (oyaki dumplings) или накатить с дорожки забористого местного сидра. Ояки — популярное блюдо региона Нагано. Их делают со сладкой пастой из фасоли адзуки или с различными пикантными начинками, такими как мисо, баклажаны, редис, помидоры. Кофе с диковинными десертами подают в соседнем кафе philosophy and sweets.







Приглушенные интерьеры гостевых комнат посвящены «эпохе бетона» времен Хирохито, в каждом из 24 номеров есть просторная ванна с видом на окрестности. В люксе Matsumoto Honbako обнаружился стул CH23 знаменитого датского дизайнера Ханса Вегнера. Таким образом не обошлось и без толики любезного нам стиля Japandi сочетающего уютную чистоту скандинавских интерьеров и минимализм традиционного японского декора.