Поиск по сайту

Старый рекан, современный дизайн и традиционные ценности

Текст Игоря Шеина, фото Kenta Hasegawa

Отель Matsumoto Jujo когда-то был реканом Koyanagi, который открылся аж в 1686 году. Для Японии обычное дело. Как вы понимаете, с тех пор много геотермальной воды утекло, и сегодняшний владелец рекана, вероятно, за неимением сил и средств, решил продать фамильное достояние компании Jiyujin, что стало шоком для местного населения. Граждане были почему-то уверены, что их обманут и на месте привычных бань с лечебными источниками появится нечто чужеродное.

Но компания Jiyujin обманывать никого не собиралась. У нее своя история, конечно, не такая древняя, как у рекана Koyanagi, но по-своему примечательная. Jiyujin появилась в 1989 году в скромной комнатушке недалеко от Университета искусств Мусасино. Учредил ее студент университета Тору Иваса (Toru Iwasa). Тору изучал дизайн интерьеров, но еще со школы обожал журналы и со временем стал редактором. Точнее, главным редактором журнала Jiyujin, который сам же и основал. Jiyujin в переводе с японского означает непоседу, горящего желанием делать свою жизнь богаче и разнообразнее, но делать это непременно с удовольствием.

Тору Ивана, основатель компании Jiyujin, владелец уникальных отелей, большой энтузиаст японских национальных  ценностей и, одновременно, человек очень прогрессивных взглядов

Сегодня Jiyujin — один из самых популярных lifestyle журналов в Японии. Он очень национально ориентированный, про все японское и, несмотря на веселую подачу, любит глубоко погружаться в серьезные темы: органические продукты, еда, искусство, локальный туризм, культура. О чем бы ни шла речь, Jiyujin пытается докопаться до так называемой «подлинности» и в поисках «подлинности» видит свою миссию.

Еще, возможно, Jiyujin стал таким популярным, потому что изобрел противоядие от бешеного ритма Токио — не всем он по душе. Иваса даже перенес редакцию из столицы в безмятежную пастораль отдаленного района Минами-Уонума. Он пришел к парадоксальному, на первый взгляд, выводу, что «вещи» (читай объекты, предметы, продукты) сегодня превращаются в «настоящие медиа», или «одно рисовое зернышко становится средством массовой информации». Иваса занялся производством органического риса и сакэ, еды без добавок, натуральной пасты мисо и соевого соуса. Он запустил проект Organic Express, который поставляет натуральные продукты онлайн, одновременно проливая свет на то, как, кем и из чего они сделаны.

Тору Иваса пришел к парадоксальному, на первый взгляд, выводу, что «вещи» (читай объекты, предметы, продукты) сегодня превращаются в «настоящие медиа», или «одно рисовое зернышко становится средством массовой информации»


В 2014 году Тору Иваса открыл свой первый отель Satoyama Jujo реконструировав старинный дом в префектуре Ниигата. Затем последовал «книжный» отель Hakone Honbako, бюджетный (по японским меркам) таунхаус KOO Otsuhyakucho в старом Токайдо и вот, наконец, мы дошли до отеля Matsumoto Jujo, вызвавшего у жителей Мацумото поначалу массу волнений. Но все быстро устаканилось, и как вскоре убедились жители — а Matsumoto Jujo функционирует уже год с небольшим — лучшего владельца чем Тору Иваса и представить сложно. Разумеется, довольны не все. Во всяком случае пожилые горожане, привыкшие всегда ворчать по поводу и без, теперь вынуждены мыться дома: общественные бани в рекане пришлось закрыть.

В главном зале библиотеки когда-то находился бассейн
Дизайнеры сохранили даже умывальники со смесителями
Изобретательные сотрудники из Suppose Design Office очень любят работать с бетоном
Библиотека плавно переходит в ресторан


Тору Иваса справедливо рассудил, что за триста с лишним лет рекан Koyanagi дожил до наших дней далеко не в первозданном состоянии. Владельцы ремонтировали и расширяли его не особо беспокоясь о мнении общественности. Наиболее существенные изменения произошли в ХХ веке, когда во времена правления императора Хирохито строители начали активно применять бетон и деревянный рекан стал бетонным. Чтобы во всем разобраться и превратить Koyanagi в «место, где пересекаются прошлое и будущее», Иваса нанял молодую архитектурно-дизайнерскую фирму Suppose Design Office известную своим пристрастием к минимализму, почитанием традиций и стремлением создавать новые ценности посредством дизайна.

В результате на площадке старого рекана и под общим брендом Matsumoto Jujo появились два отеля: Matsumoto Honbako и Koyanagi, а общественная баня и банкетный зал превратились в библиотеку и ресторан. Красное ковровое покрытие в библиотеке, по мысли дизайнеров, вызывает ассоциации с цветом антикоррозийной краски, которая покрывала железобетонный пол бывшей бани. Раковины, краны и плитку оставили как исторические артефакты.

Как и прежде в новом отеле нет парковки. Гости оставляют машину у кафе artless craft tea & coffee, которое также служит стойкой регистрации. Тут же можно подкрепиться пельмешками ояки (oyaki dumplings) или накатить с дорожки забористого местного сидра. Ояки — популярное блюдо региона Нагано. Их делают со сладкой пастой из фасоли адзуки или с различными пикантными начинками, такими как мисо, баклажаны, редис, помидоры. Кофе с диковинными десертами подают в соседнем кафе philosophy and sweets.

В каждом номере есть ванна с проточной водой из геотермального источника, известного как «горячий источник красоты»
Стулья CH23 знаменитого датского дизайнера Ханса Вегнера
Бюро Artless Inc отвечали за комплексное оформление бренда Matsumoto Jujo, включая шрифт, логотип, вывески и униформу сотрудников. Логотип представляет собой сочетание иероглифов и сосны с герба Мацумото. Он разработан в сотрудничестве с художником Сею Хатоба с «идеей создания новой культуры, наследуя историю». В Японии все серьезно!


Приглушенные интерьеры гостевых комнат посвящены «эпохе бетона» времен Хирохито, в каждом из 24 номеров есть просторная ванна с видом на окрестности. В люксе Matsumoto Honbako обнаружился стул CH23 знаменитого датского дизайнера Ханса Вегнера. Таким образом не обошлось и без толики любезного нам стиля Japandi сочетающего уютную чистоту скандинавских интерьеров и минимализм традиционного японского декора.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru