Поиск по сайту

В Париже вновь открылся универмаг La Samaritaine. Главное

Текст: редакция, фото La Samaritaine и Jared Chulski

Сегодня, 23 июня 2021 года в Париже вновь открылся для публики La Samaritaine — знаменитый универмаг (упс, простите, универмагом он когда-то был, теперь он многофункциональный комплекс) — и это одно из самых долгожданных событий в городе. Накануне в понедельник ленточку, что называется, перерезал президент Франции Эммануэль Макрон, назвав La Samaritaine «изумительным французским сокровищем».

Если ужаться в один абзац, история «сокровища» такова. В 1870 году некто Эрнест Коньяк, продавец, вместе со своей женой Мари-Луизой открыли небольшой магазин по продаже всякой симпатичной всячины. Торговля процветала, магазин расширялся, и архитектор Франц Журден убедил супругов качественно изменить бизнес, «привнести искусство на улицу». В 1910 году они торжественно открыли светлое здание в стиле ар-нуво с железным каркасом, а в 1928 году последовало его расширение, построенное Анри Соважем, но уже в стиле ар-деко. Это сочетание двух ярких и практически несовместимых стилей — уникальная особенность старого La Samaritaine. К 1970-м годам продажи рухнули, некогда великий универмаг «исчез с радаров» и в 2001 году группа LVMH приобрела то, что осталось — четыре ветхих здания вместе с прилегающим многоквартирным домом, который по условиям сделки нужно было отремонтировать и продать городу как социальное жилье. В 2005 универмаг закрылся на ремонт и «перестройку».

Такое непосредственное сочетание модерна и ар-деко — явление в архитектуре уникальное


На то чтобы превратить сомнительную покупку в комплекс стоимостью 894 миллиона долларов (официальные данные CNN, но цифра выглядит достаточно скромной по нынешним временам), LVMH потребовалось фактически 16 лет. Первоначально планировалось, что La Samaritaine откроется в 2013 году, но строительство несколько раз приостанавливалось из-за судебных исков против нового стеклянного фасада, который недоброжелателям напоминал занавеску для душа. Затем собирались открыться в 2020, но вмешался ковид.

Одной из самых затратных частей проекта стала реставрация зданий в стиле модерн и ар-деко. Эту работу с блеском выполнило бюро Lagneau Architectes под руководством архитектора Жан-Франсуа Ланьо. Был восстановлен атриум с лестницей, увенчанный прямоугольной стеклянной крышей. Однако, чтобы приглушить яркий дневной свет, создающий ненужный контраст на торговых площадках, реставраторы заменили в крыше обычное стекло на электрохромное, способное затемняться на солнце.

Обычное стекло в потолке заменили на электрохромное


Различные фирмы внесли свой вклад в проекты торговых интерьеров — Yabu Pushelberg, Agence de création Malherbe Paris (Malherbe создали в La Samaritaine крупнейший в Европе спа), Studio Ciguë. Соседний пятизвездочный отель Cheval Blanc Paris вместе с четырьмя ресторанами и спа-салоном Dior (открытие намечено на седьмое сентября) делают «интерьерщик» Питер Марино вместе со студиями OAL и Maison Edouard François. Отель будет невелик — всего 72 номера, включая люксы, зато придется раскошелиться — согласно информации на сайте отеля, поселиться в день открытия еще можно — Deluxe Room, самое дешевое предложение, обойдется в 1150 евро за ночь. Впрочем, «бюджетности» от Cheval Blanc никто и не ожидал. Социальное жилье и ясли приводили в порядок специалисты из François Brugel Architectes Associés.

Как уже упоминалось, наибольшие споры вызвало участие в проекте лауреатов Притцкеровской премии (высшая награда в архитектуре) японцев Кадзуйо Седзима и Рюэ Нисидзава и основанного ими бюро SANAA. Именно они придумали противоречивый стеклянный фасад, выходящий на улицу Риволи. Однако, Бернар Арно, глава LVMH, безусловно яркий визионер. Уж кому как не ему помнить в какие штыки принимали Центр Помпиду итальянца Ренцо Пиано, ставшего впоследствии таким же символом Парижа, как и Эйфелева башня. Поэтому, несмотря на мощное сопротивление и бесконечные суды, он отстоял идею японцев.

Cложнейший и практически незаметный способ крепления стекла к фасаду — образец технического гения SANAA
Японцы также отвечали за остекление ряда новых внутренних пространств комплекса


Под легендарной (теперь уже технологично затемняющейся, словно очки-хамелеоны) стеклянной крышей торгового центра покупателей ждут более 600 брендов, часть из них, только «здесь и сейчас». Традиционный люкс будет сочетаться с концептуальными поисками молодых дизайнеров. Если сто с лишним лет назад La Samaritaine был универмагом для зарождающегося среднего класса, где «можно найти все» (On Trouve tout à la Samaritaine), теперь он, безусловно — «для туристов и людей со средствами».

Когда-то Эмиль Золя в своей книге «Женский рай» 1883 года описал вымышленный универмаг, который заменит церкви и станет новой религией парижанок. Архитектор Франц Журден, убедивший скромного продавца Эрнеста Коньяка превратить заурядный розничный магазин у моста Пон-Неф в роскошный универмаг, явно читал Золя. А уж в том, что с «Женским раем» хорошо знаком глава LVMH, сомневаться не приходится вовсе. Но не опоздал ли визионер Арно, открывая столь дорогой ритейл в эпоху роста продаж онлайн? Покажет ближайшее или слегка отдаленное будущее.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru