![](/media/cache/5a/ca/5aca389e0ce64cdb11c32ded16ab05d9.jpg)
Построение туристического рая в Саудовской Аравии. Забота об экологии и споры с экологами
Индустрия туризма в Саудовской Аравии претерпевает серьезную трансформацию. До сих пор она составляла 3,4 процента ВВП и в основном это был туризм религиозный. Если можно так назвать паломничество в Мекку. Простым желающим в страну попасть было сложно. Но незадолго до пандемии многое изменилось — страна выдала более 350 000 виз и даже внесла послабления в dress code для иностранных женщин. Ожидается, что к 2030 году доля туризма в СА достигнет десяти процентов ВВП, что на деле означает 100 миллионов приезжающих в год, из которых один миллион, как минимум, устремится на северо-запад, на побережье Красного моря, где в настоящий момент полностью отсутствует туристическая инфраструктура. На создание такой инфраструктуры направлен амбициозный Red Sea Project.
![](/media/ck_upload/Coral_Bloom_Foster_Partners_The_New_Bohemian_4.jpg)
Проект охватит огромную территорию площадью более 28 000 квадратных километров, включающую архипелаг из десятков нетронутых островов, спящих вулканов, гор и других природных сокровищ. Первый этап проекта должен завершиться в 2023 году постройкой отелей на пяти островах, причала для яхт и международного аэропорта. Кстати сказать, после завершения Red Sea Project, 75 процентов островов так и останутся нетронутыми, а девять из них уже входят в особо охраняемые зоны.
![](/media/ck_upload/Kengo_Kuma_The_Red_Sea_Project_Saudi_Arabia_The_New_Bohemian_2.jpg)
![](/media/ck_upload/Kengo_Kuma_The_Red_Sea_Project_Saudi_Arabia_The_New_Bohemian_1.jpg)
На острове Шурайра развернется отель под названием Coral Bloom. Все виллы планируются разными по площади, но каждая из них будет построена заранее с использованием «чистых» материалов, древесины Accoya (искусственно созданный натуральный материал, эталон с точки зрения экологии, подходит для условий с высоким содержанием соли — прим. TNB) и лишь собрана на месте.
![](/media/ck_upload/Coral_Bloom_Foster_Partners_The_New_Bohemian_1.jpg)
Однако, несмотря на принятые меры, Red Sea Project сразу же угодил под огонь критики. К примеру, на сайте Dezeen комментаторы, в частности, пишут: «Представьте себе каждый раз, когда гость отеля наполняет ванну. И это посреди пустыни!», «Скорость утверждения, безусловно, не имеет равных. Сравните это с 20 годами, которые требуются, чтобы получить зеленый свет для какого-нибудь вокзала в Германии», «Может быть, F + P включить в генеральный план курорта небольшой мемориальный сад Джамалю Хашогги (саудовский журналист и писатель, убитый в 2018 году на территории консульства СА в Стамбуле — прим. TNB)? Позор».
![](/media/ck_upload/Foster_Partners_Amaala_Airport_Saudi_Arabia_The_New_Bohemian_1.jpg)
![](/media/ck_upload/Foster_Partners_Amaala_Airport_Saudi_Arabia_The_New_Bohemian_2.jpg)
Но больше всего обструкции досталось аэропорту, спроектированному Foster + Partners. На него ополчилась ассоциация ACAN (Architects Climate Action Network), а также группа Architects Declare, одной из учредителей которой было бюро лорда Фостера. «Все, что способствует развитию авиационной промышленности и увеличению сжигания ископаемого топлива, следует рассматривать как неприемлемое для архитекторов», — заявил представитель ACAN. «Мы считаем, что отличительной чертой нашего времени и будущего глобально связанного мира, является мобильность, — парировал Фостер. — Авиация играет жизненно важную роль в этом процессе и будет продолжать ее играть. Невозможно повернуть время вспять». Обсуждая воздействие авиации на климат, Фостер также призвал к «чувству соразмерности», указав, что на авиационные выбросы приходится всего лишь два процента выбросов СО2.
Таким образом, наряду с другими архитектурными компаниями, студия Foster + Partners активно работает над превращением Саудовской Аравии в Ближневосточную Ривьеру. Недавно по ее проекту завершено строительство четырех станций высокоскоростной железной дороги, продвигается детализация полностью автоматизированного мегаполиса под названием Neom, хотя сам Норман Фостер, временно отстранился от участия в консультативном совете Neom в ответ на убийство Хашогги. Другим уникальным начинанием станет строительство в стране «линейного города» протяженностью 170 километров под названием The Line.
![](/media/ck_upload/Coral_Bloom_Foster_Partners_The_New_Bohemian_3.jpg)
![](/media/ck_upload/Coral_Bloom_Foster_Partners_The_New_Bohemian_7.jpg)
![](/media/ck_upload/Coral_Bloom_Foster_Partners_The_New_Bohemian_2.jpg)
![](/media/ck_upload/Sothern_Dunes_Foster_Partners_The_New_Bohemian_3.jpg)
![](/media/ck_upload/Sothern_Dunes_Foster_Partners_The_New_Bohemian_1.jpg)
![](/media/ck_upload/Sothern_Dunes_Foster_Partners_The_New_Bohemian_2.jpg)
Очевидно, что суммарный вес только перечисленных выше проектов оказался столь велик, что к счастью, малосимпатичной мыльной оперы о разногласиях по поводу окружающей среды, удалось избежать: бюро Foster + Partners вышло из состава Architects Declare и продолжает работу над аэропортом. А среди комментариев на сайте Dezeen нашлись защитники и Фостера, и Red Sea Project. Если резюмировать, они призывают критиков заниматься улучшением экологии в собственном доме, проще говоря — по месту жительства.