Поиск по сайту

Изобразительное искусство гостеприимства

Текст Игоря Шеина, фото Gaelle Le Boulicaut, Romain Ricard (So/Paris), Jérôme Galland (TOO Hôtel) и PPHE Hotel Group. Главное фото Ealain Studio

Зачем в современном отеле обилие дорогого, оригинального и качественного современного искусства? Ведь усталому путнику кроме чистой постели, горячей ванны, вкусной еды и доброго вина с дороги, пожалуй, больше ничего и не нужно. На этот вопрос нет однозначного ответа. Зато количество отелей, в которых современное искусство и дизайн представлены не хуже, чем в актуальных галереях, растет словно грибы после дождя. Этот материал посвящен трем новым отелям. Что их объединяет? Во-первых, они открылись примерно в одно время. Те, что во французской столице, занимают здания, не имеющие ничего общего с классическим османовским Парижем. Одно было построено в 1955 году как административный центр префектуры города, другое — совсем новое — строительство завершилось год назад. Лондонский отель работает всего пару месяцев. Все здания связывают выдающиеся имена: бывший административный центр превращал в отель нынешний лауреат Притцкеровской премии Дэвид Чипперфильд, новое строилось частично под отель Жаном Нувелем, тоже обладателем Притцкера. В Лондоне здание под отель спроектировал обладатель Притцкера Норман Фостер. Во-вторых, к оформлению интерьеров привлекались cамые могучие силы. Один отель оформило агентство RDAI, мы специально делаем ссылку на агентство активной, чтобы не перечислять все их достижения, дизайнер второго в представлениях не нуждается — это Филипп Старк. В Лондоне отель декорировал знаменитый испанец Хайме Айон. Все отели, что называется, «видовые» — гордятся панорамными видами со своих этажей, и да, все они буквально нафаршированных современным искусством — на этом мы подробнее сфокусируемся ниже. Наконец, они управляются весьма амбициозными компаниями, заявляющими о себе все громче. Так что, пора их уже представить. Встречайте: отель SO/Paris, TOO Hôtel в Париже и лондонский art’otel! The New Bohemian постарался максимально компактно и объективно рассказать о всех трех институциях, основываясь на авторитетных публикациях и отзывах постояльцев.

 

SO/Paris

В четвертом округе Парижа, в районе Марэ — «месте всех тенденций» — в огромном монументальном здании на примыкающем к Сене бульваре Морланд, открылся отель SO/Paris. Когда-то это место называлось Иль-Лувье (остров Лувье) и находился на острове склад древесины. Однако в середине прошлого века, когда про остров уже никто и не помнил (в 1847 году участок Сены, отделяющий его от берега, был засыпан), на месте бывшего склада выросло Н-образное сооружение высотой 50 метров, которое затмило своим исполинским объемом все вокруг. Помимо разных других служб в нем заседала «дирекция урбанизма», или что-то типа того. Иными словами, любой мало-мальски значимый архитектурный объект в городе утверждался именно здесь. Какое-то время назад чиновники съехали и административное здание получило название La Félicité (Блаженство). Теперь в «блаженстве» пребывают: продуктовый рынок Terroirs d'Avenir, художественная галерея, некая «вертикальная ферма» и пятизвездочный отель SO/Paris.

Часть здания, отведенную под отель, с блеском переформатировал маэстро Чипперфильд, передав эстафетную палочку агентству RDAI, обладателю престижнейшей профессиональной награды Equerre d'Argent и известному своим давним сотрудничеством с Hermès. Агентство создала в 1972 году Рена Дюма (урожденная Грегориадес), дизайнер интерьеров и жена бывшего президента Hermès Жана-Луи Дюма. Кстати сказать, их сын, Пьер-Алексис Дюма, служит ныне художественным руководителем Hermès, благородно продолжающий дело своей матери, придумавшей в бытность первую «дизайн концепцию Hermès». После кончины Рены Дюма агентство RDAI, управляемое Денисом Монтелем и Джулией Капп, цепко держится за Hermès, оформляя его бутики по всему миру. Последнее открытие состоялось в конце прошлого года на Мэдисон авеню в Нью-Йорке.

«Парижский маяк» художника Нила Белуфа


Шоу в SО/Paris начинается уже в лобби. Гости проходят сквозь череду массивных колонн-тюльпанов. Зеркала цвета охры на стенах многократно увеличивают количество колонн, создавая ощущение, что вы попали в Луксор. Наливной пол терраццо напоминает узор парижской брусчатки. В конце вестибюля выставлена оригинальная работа франко-алжирского художника Нила Белуфа Le Phare de Paris («Парижский маяк»).

В 16-этажном отеле SO/Paris 162 номера. Основную массу составляют небольшие студии от 25 квадратов. 22 люкса чуть просторнее, их площадь начинается с 43 метров. Люксы расположены с 8 по 14 этаж. Из наиболее примечательных открываются виды на крыши Парижа, Сену, Пантеон, Нотр-Дам, Эйфелеву башню, Бобур (центр Помпиду), Сакре-Кер — да вообще на все. И это, безусловно, роскошь. Более того, ощущение роскоши во время пребывания, значительно усиливают «умные» японские унитазы в ванных комнатах — большая редкость в Европе.

Крупнейший гостиничный оператор Accor, вместе с компанией Ennismore, запустили SО/ как люксовое ответвление своей гостиничной сети Sofitel в 2011 году. Каждый отель SО/ является «самостоятельным заявлением о моде» со своими собственными логотипами, униформой, коллекциями произведений искусства и разнообразными «печеньками» для гостей. И у каждого есть свой арт-директор. Кристиан Лакруа в Бангкоке, в Сингапуре первым арт-директором был Карл Лагерфельд, Кензо Такада в свое время отвечал за Маврикий, Viktor & Rolf представляют SO/ в Берлине и так далее. Арт-директором So/Paris является Гийом Анри, совмещающий эту позицию с обязанностями креативного директора La Maison Patou. Гийом разработал униформу для сотрудников отеля — черные фланелевые бушлаты и матросские шапки с помпонами для носильщиков и лакеев; полосатые свитера в сочетании с синими джинсами для консьержей и полосатые футболки для официантов. Между прочим, в двух шагах от SO/Paris находится недавно открывшийся отель Cheval Blanc, принадлежащий группе LVMH. Так вот, предприимчивый Анри придумал униформу и для них тоже.

В заключение необходимо отметить одну немаловажную деталь. Агентство RDAI отвечало за лобби, номера, коридоры, СПА, но не за ресторан Bonnie, который вместе с одноименными баром и клубом, оккупировал последние 15 и 16 этажи. Bonnie оформляла студия Notoire, которой руководит Джордан Арриветц. Если это имя вам ничего не говорит, упомянем лишь, что она в течение пяти лет трудилась арт-директором некогда культового среди fashion people парижского отеля Costes. Не исключено, что ее пригласила владеющая многими ресторанами прогрессивная группа Paris Society, придумавшая идею Bonnie.

Ресторан Bonnie
Бар...
Клуб...
И туалет Bonnie


Elle est belle et son prénom, c’est Bonnie (Она прекрасна, и ее зовут Бонни) — так звучит строка из популярной песни Сержа Генсбура Bonnie And Clyde, которую он спел с Бриджит Бардо. Джордан привлекла к работе студию Other Spaces (SOS) основанную художником Олафуром Элиассоном и архитектором Себастьяном Беманном, которые создали на обоих этажах инcталляцию The Seeing City, напоминающую гигантский калейдоскоп.

Итак, воспоминания о 1960-х годах, дополненные современным французским шиком, — последние два этажа на бульваре Морланд обещают стать новым эпицентром парижской ночной жизни. Или, пока мы пишем эти строки, уже стали.

 

TOO Hôtel

Если SO/Paris поднимается над землей на 50 метров, то TOO Hôtel выше более чем в два раза. Он занимает несколько этажей в экстравагантном комплексе DUO Tours, построенном Жаном Нувелем на левом берегу Сены (Рив Гош) в 13-м округе Парижа. DUO Tours — это, как следует из названия, дуэт или просто две башни, которые под определенным углом «разваливаются», напоминая ассиметричную букву «V», причем углы «падения» обеих башен превышают наклон угрожающей рухнуть знаменитой Пизанской башни. Глянцевые небоскребы Нувеля являются третьими по высоте в Париже после Эйфелевой башни и башни Монпарнас. DUO 1 возвышается на 180 метров, но в настоящий момент она нас совершенно не интересует. Мы отправимся в соседнюю башню DUO 2 высотой 122 метра, верхние этажи которой, с 17 по 24 как раз и занял отель TOO.

Самый центр города находится в пешей доступности от отеля. Полчаса легкой прогулки по живописной набережной Сены, и вы на месте. Разумеется, на транспорте это вообще минутное дело. Хотя не факт, что вас потянет в центр, особенно, если раньше вы 13-м округе не бывали. Сегодня он является одним из самых мультикультурных районов Парижа. Почтенные старые здания соседствуют с многоэтажными домами, отличными ресторанами, комиссионными магазинами и прикольными стартапами. Есть квартал Бют-о-Кай с увитой плющом и диким виноградом малоэтажной застройкой, уединенными двориками с цветниками. Бют-о-Кай знаменит своими деликатесами. Редкие сорта сыров, рыбу, куропаток и кроликов, овощи и выпечку знающие толк в еде парижане, покупают в Бют-о-Кай на местном рынке. Есть китайский квартал, хотя точнее сказать азиатский. В нем круглосуточно открыты лавки и забегаловки с продуктами Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Китая, Новой Каледонии, Гвианы, Полинезии. Это настоящий рай для ценителей чая и приправ. Наконец, в этом округе расположена Национальная библиотека, главная библиотека Франции, а некогда мрачные подземные переходы и грязные автостоянки постепенно преображаются в рамках кампании Fresh Street Art Paris. Уверены, если вы понаделаете здесь селфи и покажете снобам, не вылезающим из первого округа по восьмой, они с удивлением спросят: «где это?» В конце концов, просто посмотрите, для погружения в атмосферу, полнометражный фильм «Париж, 13-й округ» (фр. Les Olympiades) — «коллекцию виньеток о мимолетных встречах и современных отношениях», написанных и снятых на ч/б ветераном французского кино Жаком Одиаром.

Бизнесмен Лоран Тайеб и дизайнер интерьеров Филипп Старк ради успешного запуска TOO Hôtel снова объединили усилия — когда-то Тайеб уже приглашал Старка оформить ресторан Kong. В отеле 139 номеров и люксов с захватывающими дух видами и полноценный оздоровительный спа-центр с новейшей линейкой продуктов Ulé от Shiseido, а в фитнес-зале имеется единственный в своем роде эллиптический велосипед, разработанным опять же Старком. Таким образом, группа Laurent Taieb возглавляет уже два парижских отеля. Первым был Madame Rеve, расположенный рядом с Лувром — прямая, кстати, противоположность «дизайнерскому» TOO.

Во всех 139 комнатах, которые Старк назвал «замком, парящим над Парижем» (не дает ему покоя этот образ замка в облаках прим. TNB), поднимающая настроение палитра облачно-кремовых и оранжевых закатов отражает великолепные панорамные виды, открывающиеся из огромных окон. Натуральные материалы, такие как лоза, дерево и мешковина, создают контраст с полированными и хромированными акцентами. Кровати расположены под таким углом, чтобы во время пробуждения открывался лучший вид на Эйфелеву башню, а блокирующие свет жалюзи одним нажатием кнопки порадуют тех, кто чутко спит. Вы можете попросить себе в номер высокотехнологичный бинокль для наблюдения за окружающим миром, или, не без удивления обнаружить... гири, разработанные Старком. К ним прилагается иллюстрированная карточка с упражнениями, чтобы, очевидно, за время пребывания успеть накачать бицепсы, как у Дуэйна Джонсона. Забавные лаймово-зеленые светильники освещают ванные комнаты, где представлена продукция Santal 33 с пленительным ароматом от Le Labo.

На cамых верхних этажах находится ресторан TOO, возглавляемый знаменитым шефом Бенджамином Сиксом (выражение «высокая кухня» здесь обретает свой истинный смысл) и Tac Tac Skybar с панорамной террасой площадью 150 кв. м — это одна из самых больших террас в Париже. Наливают в этом раю до двух часов ночи ежедневно. Увы, бронирование столиков доступно исключительно для гостей отеля.

 

art’otel

Компания PPHE (Park Plaza Hotels Europe), открыла первый в Великобритании отель сети аrt’otel на электростанции Баттерси в Лондоне. Точнее сказать, на территории Battersea Roof Gardens, в новом здании, спроектированном Foster + Partners. В PPHE полагают, что «сеть аrt’otel — это современная коллекция лайфстайл-отелей, каждый из которых вдохновлен известным художником, формирует культурный, гастрономический и социальный центр в самых творческих районах самых интересных городов». Не успев открыться, аrt’otel сразу же получил награду Hotel of the Month, за январь 2023 г. Уточним: за месяц до официального открытия. До этого аrt’otel функционировал в тестовом режиме. Но, столь щедрый аванс возражений не вызвал.

Над интерьерами нового аrt’otel работал испанский художник и дизайнер Хайме Айон (Jaime Hayon), который, помимо концепции, привнес в отель еще свое изобразительное искусство и авторскую мебель Hayon для Fritz Hansen, Arflex и Wittmann, изготовленные на заказ латунные стеллажи, на полках которых небрежно расставлены антикварные предметы, собственная керамика Айона, работы его друзей и сотрудников. Кроме того, он заказал серию сюрреалистических портретов дуэту голландских художников Klunderbie, остроумно разыгравших «британскую» тему. 

Портреты от Klunderbie в лобби


Айон — крайне востребованный автор. Его работы представлены в известных галереях и музеях, в том числе в лондонском Музее дизайна, High Museum of Art в Атланте, Daelim Museum в Южной Корее, Гронингенском музее в Нидерландах, в Design Museum Holon в Израиле и ряде других. Хайме Айон получил множество наград, несколько премий ELLE Decoration International Design Awards, включен журналом Wallpaper в список «100 лучших» и признан журналом одним из самых влиятельных создателей последнего десятилетия, а также назван журналом Time «провидцем» и иконой дизайна наших дней.

В отеле 164 номера включая люксы, украшенные оригинальными произведениями Айона. Гранд-кафе TOZI любопытно, помимо прочего, тем, что это, пожалуй, единственное место в Лондоне, где вам предложат оригинальные чикетти — венецианский привет испанским тапас и баскским пинчос. Что вполне логично: слэнговым словечком «tozi» называют в Венеции сборище близких друзей. Тут же имеется и художественная галерея, задуманная Айоном как театральное пространство, и дань уважения творчеству американского скульптора Александра Колдера.

Гранд-кафе TOZI и оммаж Александру Колдеру


Шеф-поваром ресторана JOIA на 15 этаже является португалец Энрике Са Пессоа. Это первый лондонский ресторан мастера, которому принадлежит лиссабонский Alma с двумя звездами Мichelin. В баре ресторана этажом ниже, вне зависимости от выпитого, но, скорее, благодаря окнам в пол, возникает ощущение, что до кирпичной кладки башен Баттерси можно дотянуться рукой.

Бар ресторана JOIA


Как известно, башни были вдохновлены небоскребами нью-йоркского ар-деко. Шесть миллионов кирпичей было использовано для строительства оригинальной конструкции, еще более миллиона новых кирпичей были доставлены из того же карьера в Глостершире для ее восстановления. Как мы уже писали, станция Баттерси до сих пор остается крупнейшим кирпичным зданием в Европе.

Венчает art’otel небольшой бассейн с подогревом воды на крыше. Это идеальное место, чтобы наблюдать за восходом солнца над городом, насытить организм витамином D или потягивать коктейль на закате. Отсюда кажется, что Лондон игрушечный.

Кроме того, можно понаблюдать, как обживаются свежеприобретенные пентхаусы вокруг. Таблоиды пишут, что Беар Гриллс, известный экстремал, любитель поедать живыми пауков и опарышей, способный выжить без еды и воды и которому все как с гуся вода, будь то мороз или пекло, вовсе не чужд комфорту и неге в своем новеньком просторном пентхаусе, который тут же, рядом у реки.

Изогнутая зеркальная стойка регистрации на элегантных, покрытых лаком светло-бирюзовых ножках, обращает на себя внимание настольными лампами, сделанными в Венеции. «Это винтажный Hayon», — говорит дизайнер, объясняя, что он создал их по меньшей мере лет 20 назад. (Больше винтажных работ Айона можно посмотреть на его ретроспективе InfinitaMente в Валенсии. Выставка открыта до 16 апреля — прим. TNB). Еще не обнаружив взглядом эту стойку, будущий постоялец из числа не подозревающих, что его ждет, наверняка испытает смешанные чувства. «Простите, это отель?» — возможно, спросит он на регистрации.


....................................................................

Очевидно, мы лишь констатировали, но не ответили на вопрос, зачем столько искусства в отеле. Полагаем, ответа не знает никто. Новые современные отели в поиске. Одни делают акцент на домашний уют «как у бабушки», перегружая номера антикварным барахлом с блошиных рынков, другие осваивают ЗОЖ, третьи талантливо связывают историю и современность превращая в отели старые особняки, любые заброшенные здания. Отели разные, их становится больше и, в конечном счете, путешествующий народ от этого только выигрывает. При условии, если непременно получит чистую постель, горячую ванну, вкусную еду и доброго вина с дороги.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
© 2024, The New Bohemian. Все права защищены.
mail@thenewbohemian.ru